Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 2. Экономическая сфера

Рынок, цена, конкуренция. Обществознание

Разница между ними незначительна. При олигополии рынок контролируют несколько крупных компании-продавцов, а при монополии — один гигант. В том и другом случае конкуренты с рынка выживаются, цены на товары устанавливаются по своему усмотрению, прибыль получают максимальную. Допустим, фирма договорилась с местной администрацией, что обслуживать население мороженым во время праздника города будет только она. Конкурентов, не имеющих право на торговлю здесь, уберет милиция. Подобное наблюдалось на праздновании 850-летия Москвы.

Идеальная модель рынка ориентирована на совершенную конкуренцию продавцов и покупателей.

Применительно к продавцам конкуренцию следует понимать как состязание производителей или продавцов одинаковой продукции на рынке за привлечение максимального числа покупателей и получение максимальной выгоды.

Производителей конкуренция вынуждает снижать затраты на изготовление товаров, продавцов — снижать цены.

Хуже, когда существует конкуренция покупателей. Товаров в магазине не хватает, и выстраиваются очереди. Причина — дефицит товаров на рынке.

Конкуренция производителей и продавцов оборачивается благом: снижаются цены, усовершенствуется технология, а главное — продавцы стараются быть вежливыми. Но слабейших из них конкуренция разоряет.

Конкуренция покупателей чаще оборачивается несчастьем, нежели благом для общества. Цены подчас устанавливаются произвольно высокие, производители не заинтересованы в улучшении технологии, а продавцы — в обслуживании населения. Нервные стрессы, неудовлетворенные потребности влияют на ваше настроение и подчас ухудшают самочувствие.

Рынок, как совокупность продавцов и покупателей, имеет два важных условия:

    всякий продавец будет охотно иметь дело с любым покупателем,

    всякий покупатель может заключать сделку с любым продавцом.

Понятия: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Вопросы и задания

1. Дайте определение рынка, обмена и цены.

2. Как и почему происходит выравнивание цен на рынке?

3. Опишите принципы совершенной конкуренции.

4. Чем различается конкуренция покупателей, производителей и продавцов?

5. Какие разновидности рынков вы знаете?

6. Назовите две основные функции цены.

*7. В каких литературных произведениях вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями. К примеру, чем, по вашему мнению, занимался Чичиков? Попробуйте проанализировать его действия.

*8. Вам приходилось бывать на базаре или оптовом рынке? Тогда вспомните, торговались ли по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило? А если нет, то почему — стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды? Подумайте, о каких экономических законах развития рынка свидетельствует сама возможность торга?

*9. Найдите и сформулируйте условия, необходимые для существования рынка.

*10. Подумайте, как изменялся рынок с развитием человечества (с древнейших времен до наших дней).

Проблема. Почему рынки и ярмарки пользуются большой популярностью в современной России?

Практикум. Рынок понимается в двух смыслах — как вполне конкретная территория, где торгуются продавцы и покупатели, и как абстрактная территория, на которой покупатели и продавцы ищут выгодные для себя сделки, не сталкиваясь друг с другом.

Приведите примеры и того и другого.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru