|
|
|
Глава 2. Экономическая сфера
Рынок, цена, конкуренция. ОбществознаниеРазница между ними незначительна. При олигополии рынок контролируют несколько крупных компании-продавцов, а при монополии — один гигант. В том и другом случае конкуренты с рынка выживаются, цены на товары устанавливаются по своему усмотрению, прибыль получают максимальную. Допустим, фирма договорилась с местной администрацией, что обслуживать население мороженым во время праздника города будет только она. Конкурентов, не имеющих право на торговлю здесь, уберет милиция. Подобное наблюдалось на праздновании 850-летия Москвы. Идеальная модель рынка ориентирована на совершенную конкуренцию продавцов и покупателей. Применительно к продавцам конкуренцию следует понимать как состязание производителей или продавцов одинаковой продукции на рынке за привлечение максимального числа покупателей и получение максимальной выгоды. Производителей конкуренция вынуждает снижать затраты на изготовление товаров, продавцов — снижать цены. Хуже, когда существует конкуренция покупателей. Товаров в магазине не хватает, и выстраиваются очереди. Причина — дефицит товаров на рынке. Конкуренция производителей и продавцов оборачивается благом: снижаются цены, усовершенствуется технология, а главное — продавцы стараются быть вежливыми. Но слабейших из них конкуренция разоряет. Конкуренция покупателей чаще оборачивается несчастьем, нежели благом для общества. Цены подчас устанавливаются произвольно высокие, производители не заинтересованы в улучшении технологии, а продавцы — в обслуживании населения. Нервные стрессы, неудовлетворенные потребности влияют на ваше настроение и подчас ухудшают самочувствие. Рынок, как совокупность продавцов и покупателей, имеет два важных условия: — всякий продавец будет охотно иметь дело с любым покупателем, — всякий покупатель может заключать сделку с любым продавцом. Понятия: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция. Вопросы и задания 1. Дайте определение рынка, обмена и цены. 2. Как и почему происходит выравнивание цен на рынке? 3. Опишите принципы совершенной конкуренции. 4. Чем различается конкуренция покупателей, производителей и продавцов? 5. Какие разновидности рынков вы знаете? 6. Назовите две основные функции цены. *7. В каких литературных произведениях вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями. К примеру, чем, по вашему мнению, занимался Чичиков? Попробуйте проанализировать его действия. *8. Вам приходилось бывать на базаре или оптовом рынке? Тогда вспомните, торговались ли по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило? А если нет, то почему — стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды? Подумайте, о каких экономических законах развития рынка свидетельствует сама возможность торга? *9. Найдите и сформулируйте условия, необходимые для существования рынка. *10. Подумайте, как изменялся рынок с развитием человечества (с древнейших времен до наших дней). Проблема. Почему рынки и ярмарки пользуются большой популярностью в современной России? Практикум. Рынок понимается в двух смыслах — как вполне конкретная территория, где торгуются продавцы и покупатели, и как абстрактная территория, на которой покупатели и продавцы ищут выгодные для себя сделки, не сталкиваясь друг с другом. Приведите примеры и того и другого.
|
|
|