|
|
|
Глава 2. Экономическая сфера
§ 12. Рынок, цена, конкуренцияРыночная экономика управляется ценами. Они посылают своеобразные «сигналы» покупателям и продавцам, обеспечивая восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения. Цены выполняют две основные функции: ограничивают потребление ресурсов и служат мотивацией для производства. Высокие и низкие цены по-разному влияют на поведение производителей. Рост цен привлекает новых производителей, и, наоборот, падение цен выталкивает часть производителей с рынка. Таким образом, цены поощряют производителей товаров и услуг увеличивать или уменьшать объем их выпуска. Ярким примером выступает «челночный» бизнес, точнее, действие на «челноков» экономического кризиса: он разоряет и выталкивает с рынка слабейших. Разумеется, у цен есть и другие общественно важные функции, например, выступать в роли справочного бюро, ориентирующего покупателей, куда спешить за покупками: у кого цена пониже, к тем и народу побольше. На рынке не только конкурируют между собой продавцы за покупателя и покупатели за продавца. Здесь происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен. Как это происходит? На рынке, где продают фрукты, овощи и вещи, каждый вновь прибывающий продавец еще не знает, какой уровень цен установился стихийно на его вид продукции. Что он делает? Он посылает напарника по торговым рядам узнать, по какой цене продают, например, укроп другие продавцы. Это не только сбор количественной информации. Напарник сравнивает качество и количество товаров. Когда возвращается, то сообщает: плохой укроп по 1 рублю, а очень хороший — по 3. Исходя из этого продавец определяет цену своего товара. Он решает — будем продавать по 2. Если он ошибся в цене, то упустил покупателя. Чаще всего на одноименные товары устанавливаются одинаковые цены, например, пучок зелени идет по рублю. Поэтому напарнику особенно работать и не приходится. Продавец устанавливает цену «как у всех». Это и есть выравнивание цен. Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции. Именно конкуренция (позднелат. concurrentia, от concurrere — сталкиваться) устанавливает рыночные цены. Только благодаря ей формируется идеальный рынок.
Идеальная модель рынка образуется при совершенной конкуренции. Ее формула проста и была описана выше: много продавцов и много покупателей. Им никто не мешает — ни монополисты, ни государство, ни инфляция и т.п.
Любое нарушение ведет к структурным искажениям идеальной модели рынка. Наиболее частыми нарушителями выступают олигополии и монополии.
|
|
|