|
|
|
Глава 2. Экономическая сфера
Бюджет государства и семьи. ОбществознаниеСокращение бюджетных расходов — самый заманчивый и самый опасный путь. Надо урезать помощь либо самым беззащитным, либо самым властным. В первом случае надо сокращать социальные программы. В результате школы не получают деньги на ремонт помещений, оплату коммунальных услуг и приобретение учебников, больницы — на лекарства и лечение больных, библиотеки и музеи — на оплату штатов и расширение художественных фондов, малообеспеченные — на питание, одежду, проживание.
Сокращение расходов на социальные программы ведет к социальной напряженности, забастовкам, «рельсовой войне», социальной революции. Вторая возможность — сокращение расходов на содержание госаппарата — кажется безобидной, но практически невыполнимой. В СССР было 650 тысяч госчиновников, а в сократившейся наполовину России — более 1200 тысяч. Пропорционально возросли льготы, привилегии, взятки и поборы чиновников. Очень быстро они заняли верхний уровень среднего класс и нижний уровень высшего класс. Правительство в разных странах идет на сокращение социальных программ в самую последнюю очередь, когда не удалось решить проблему иными способами. Эмиссия как способ решения проблемы дефицита не может принести облегчение стране потому, что в России, например, постоянно печатают дополнительные деньги, хотя и в разном объеме. Небольшая «закачка» дополнительной наличности делается часто по техническим причинам: для активизации оборота наличных денег, когда их не хватает. Часто об этом правительство даже не объявляет, и небольшие эмиссии проходят безболезненно. Крупные впрыскивания необеспеченных товарами денег ведут к инфляции, а значит, к росту цен и снижению уровня жизни. Проблема не решается, а еще больше усложняется. Одалживание денег у собственного населения или за границей (а деньги у иностранных государств также берутся из налогов своих граждан) тоже не всегда эффективно. В 1997— 1998 гг. правительство РФ выпустило огромное количество ценных бумаг — государственных казначейских облигаций (ГКО). Но к августу 1998 года оказалось, что расплачиваться нечем. Правительство намеренно создавало «финансовую пирамиду», надеясь, что последние поступления денег от покупателей пойдут на расплату с теми, кто купил облигации раньше, и т.д. Но не вышло. Пирамида обвалилась, началось бегство иностранного и отечественного капитала, быстро девальвировался рубль, обанкротились сотни предприятий, потеряно доверие иностранных кредиторов. Понятия: доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета. Вопросы и задания 1. Узнайте у родителей, какие основные доходы имеет ваша семья. Есть ли среди них побочные? 2. Каковы основные элементы государственного бюджета? 3. Почему дефицит федерального бюджета и национальный долг являются важным предметом изучения? 4. Назовите основные фазы составления бюджета. 5. Перечислите основные способы ликвидации государственного бюджета и дайте их краткую характеристику. *6. Постройте модель бюджета своей семьи за последний месяц (или за любой другой). Проконсультируйтесь с родителями. *7. Скажите, расходы на культуру, науку и образование относятся к основным статьям расхода госбюджета? Попробуйте поразмышлять самостоятельно, оперируя только жизненными примерами и фактами. *8. Напишите эссе на тему «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета? » Проблема. Как можно избежать государственного долга? Проанализируйте вопрос о государственных долгах современной России. Практикум. Мировой опыт показывает, что семье имеет смысл держать машину только в том случае, если на ее обслуживание уходит не более 10% семейного бюджета. Что вы можете сказать по этому поводу?
|
|
|