Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 2. Экономическая сфера

Бюджет государства и семьи. Обществознание

Сокращение бюджетных расходов — самый заманчивый и самый опасный путь. Надо урезать помощь либо самым беззащитным, либо самым властным. В первом случае надо сокращать социальные программы. В результате школы не получают деньги на ремонт помещений, оплату коммунальных услуг и приобретение учебников, больницы — на лекарства и лечение больных, библиотеки и музеи — на оплату штатов и расширение художественных фондов, малообеспеченные — на питание, одежду, проживание.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ — это финансируемые из государственного бюджета мероприятия по поддержке малоимущих, престарелых, безработных, инвалидов и других групп населения, материальный уровень благосостояния которых находится у черты или за чертой абсолютной бедности, т.е. на уровне или ниже прожиточного минимума.

Сокращение расходов на социальные программы ведет к социальной напряженности, забастовкам, «рельсовой войне», социальной революции.

Вторая возможность — сокращение расходов на содержание госаппарата — кажется безобидной, но практически невыполнимой. В СССР было 650 тысяч госчиновников, а в сократившейся наполовину России — более 1200 тысяч. Пропорционально возросли льготы, привилегии, взятки и поборы чиновников. Очень быстро они заняли верхний уровень среднего класс и нижний уровень высшего класс.

Правительство в разных странах идет на сокращение социальных программ в самую последнюю очередь, когда не удалось решить проблему иными способами.

Эмиссия как способ решения проблемы дефицита не может принести облегчение стране потому, что в России, например, постоянно печатают дополнительные деньги, хотя и в разном объеме. Небольшая «закачка» дополнительной наличности делается часто по техническим причинам: для активизации оборота наличных денег, когда их не хватает. Часто об этом правительство даже не объявляет, и небольшие эмиссии проходят безболезненно. Крупные впрыскивания необеспеченных товарами денег ведут к инфляции, а значит, к росту цен и снижению уровня жизни. Проблема не решается, а еще больше усложняется.

Одалживание денег у собственного населения или за границей (а деньги у иностранных государств также берутся из налогов своих граждан) тоже не всегда эффективно. В 1997— 1998 гг. правительство РФ выпустило огромное количество ценных бумаг — государственных казначейских облигаций (ГКО). Но к августу 1998 года оказалось, что расплачиваться нечем. Правительство намеренно создавало «финансовую пирамиду», надеясь, что последние поступления денег от покупателей пойдут на расплату с теми, кто купил облигации раньше, и т.д. Но не вышло. Пирамида обвалилась, началось бегство иностранного и отечественного капитала, быстро девальвировался рубль, обанкротились сотни предприятий, потеряно доверие иностранных кредиторов.

Понятия: доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета.

Вопросы и задания

1. Узнайте у родителей, какие основные доходы имеет ваша семья. Есть ли среди них побочные?

2. Каковы основные элементы государственного бюджета?

3. Почему дефицит федерального бюджета и национальный долг являются важным предметом изучения?

4. Назовите основные фазы составления бюджета.

5. Перечислите основные способы ликвидации государственного бюджета и дайте их краткую характеристику.

*6. Постройте модель бюджета своей семьи за последний месяц (или за любой другой). Проконсультируйтесь с родителями.

*7. Скажите, расходы на культуру, науку и образование относятся к основным статьям расхода госбюджета? Попробуйте поразмышлять самостоятельно, оперируя только жизненными примерами и фактами.

*8. Напишите эссе на тему «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета? »

Проблема. Как можно избежать государственного долга? Проанализируйте вопрос о государственных долгах современной России.

Практикум. Мировой опыт показывает, что семье имеет смысл держать машину только в том случае, если на ее обслуживание уходит не более 10% семейного бюджета.

Что вы можете сказать по этому поводу?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru