Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 3. Социальная сфера

§ 20. Бедные

Нищета — это крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню, способный удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание. Нищие, даже если они регулярно зарабатывают на жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обществу не оказывают. Нищих включают в состав так называемого андеркласс, т.е. буквально некласс, или слоя, стоящего ниже всех классов.

Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других — нищих и попрошаек окружали ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох.

В России нищие до 1917 г. считались убогими, т.е. обиженными обществом, но приближенными к Богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда.

В Европе XYI века, пока государство не взяло на себя заботу о благосостоянии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, постучавшийся в дом богача, считался посланцем Бога. У русских крестьян подача милостыни нищим считалась очищением от грехов. В XIX веке один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав их по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, он даже за высокую плату не соглашался работать, ссылаясь на болезни и немощь.

Но чувство уважения и сострадания постепенно уходило в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства, — таковым стало мнение общества, напуганное ростом числа попрошаек и нищих. Государство постоянно ужесточало меры против попрошайничества и бродяжничества, считая их преступлением.

Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. Но в то же время для бродяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, однако как социальная категория они никогда не исчезали.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru