Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 3. Социальная сфера

Бедные. Обществознание

Бедные не являются экономически самостоятельной категорией, так как неспособны обеспечить материальное благополучие семьи, не прибегая к помощи государства (дотациям, пособиям, разовым выплатам). Хотя они теряют экономический суверенитет, но не лишаются конституционных прав и социальных привилегий, существующих в обществе. Правда, реализовать свои права в полном объеме они не могут. Полноценная жизнь существует как бы не для них. Формально бедные имеют доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию и образованию, но реально доступ к ним для них закрыт.

Материальная нужда сказывается на детях. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы им расширить свой кругозор. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь детям в учебе. И само образование как ценность в таких семьях не пользуется высоким авторитетом. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом родителей, то на свет появляется неполноценное потомство.

В США в состав бедных включают следующие группы: безработные, малооплачиваемые рабочие, недавние иммигранты, люди, переехавшие из деревни в город, национальные меньшинства, бродяги и бомжи, люди, не имеющие возможности работать из-за старости, увечья или болезни, неполные семьи, где отсутствует отец.

Раньше в СССР к категории бедняков относили членов многодетных семей, инвалидов с детства (по причине травмы или заболевания), а сегодня в России к ним добавилась часть интеллигенции, безработные и жители деревень.

Понятия: бедность, порог бедности, нищета.

Вопросы и задания

1. Расскажите, как вы понимаете, что такое относительная бедность и абсолютная бедность.

2. Расскажите об образе жизни бедных людей и нищих.

3. Перечислите причины бедности людей в современной России.

4. Как общество относится к нищим?

*5. Английский экономист Т. Мальтус считал: бедность — следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая им, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной благотворительности. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России?

*6. Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, а следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

*7. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность — это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Дайте письменный ответ.

Проблема. Среди социологов XIX века бытовала и такая точка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она — необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество от наименее приспособленных. Какова ваша точка зрения?

Практикум. В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Стало быть, можно ожидать, что за чертой бедности окажется больше людей. Но в богатых странах выше, чем в бедных, и уровень жизни населения.

Как вы думаете, где больше бедных — в богатых или в бедных странах?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru