Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 1. Общество и человек

Личность и социальная среда. Обществознание

Потребность индивида проявить себя как личность осуществляется чаще всего неосознанно в его поступках, склонности к риску и других неординарных действиях.

Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях — подавляя и развивая ее. Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость. В странах с развитыми демократическими институтами естественные и гражданские права личности защищены столь же надежно, как раньше защищала рыцаря прочная кольчуга.

Подавление своих чувств так же опасно, как полное освобождение бессознательных инстинктов — разнузданности, несдержанности и др. Поддаваться чувствам, страстям или страхам, вырвавшимся изнутри, из подсознания, значит вести себя неразумно. Проявлять рассудительность, здравомыслие и целеустремленность означает ощущать в себе более высокое индивидуальное начало. Однако стать личностью можно только в том случае, если развить в себе нравственное сознание. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним, противоположные эгоизму и своекорыстию, составляют фундамент человеческой личности, формирование которого начинается в обществе и семье.

Личность — высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над своим духовным миром.

На трудном пути становления личности одним помогает вера в нравственные идеалы, собственные силы и разум, в научную истину; другим — вера в Бога. Каждый из вас может встать на этот путь, совершая даже небольшие нравственные поступки.

Примером вам послужат великие люди прошлого и современности. Это древнегреческие ученые и философы Архимед, Аристотель, Сократ; итальянский художник, ученый, изобретатель Леонардо да Винчи, польский астроном Н. Коперник; русский монах преподобный Сергий Радонежский, писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. А среди наших современников — индийский духовный лидер Махатма Ганди; монахиня мать Тереза (албанка по происхождению) — основательница и настоятельница международного католического «Ордена милосердия», помогающего больным и страждущим во всех странах; наши соотечественники — академики В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, Д.С. Лихачев. Этот список можно продолжать бесконечно.

Понятия: личность, индивид, человек.

Вопросы и задания

1. Чем различаются между собой понятия «человек», «индивидуальность» и «личность»?

2. В чем сходство и различие между талантливым, гениальным и великим человеком?

3. Кто, по-вашему, является личностью, индивидуальностью, выдающимся человеком (есть ли такой среди вашего окружения)?

4. Какую роль в становлении личности играет общество?

*5. Как вы поняли выражение «потребность быть личностью»?

*6. Какую роль в формировании человеческой личности играет нравственное начало? Аргументируйте свое мнение.

Проблема. Почему человек ценится как личность больше в обществе с более высоким культурным уровнем? Существуют ли общества, где человек как личность не был бы востребован?

Практикум.

Завершите фразы:

    Талант и гениальность — это...

    Личность подразумевает способность человека...

    При формировании личности оказывает влияние...

    Личностью нельзя назвать...

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru