Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 1. Общество и человек

§ 5. Личность и социальная среда

В первой половине XX века накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно также родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов не исключают возможность стать полноценным членом общества, возможность принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет та социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Она — относительно поздний продукт социального развития.

Ученые пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид».

Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твердым принципам. Самостоятельность проявляется в инициативности, ответственности, предприимчивости, способности строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.

Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно. Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности. Но одни могут преодолеть неловкость, связанную с природным недостатком, а другие погружаются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Личность формируют такие отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные. Ни муравьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.

                    А.Н. Леонтьев (1903—1979), психолог

Потребность индивида стать личностью у одних развита в большей степени, а у других — в меньшей. Социальное окружение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своем ребенке в наивысшей степени. Но среда может заглушить врожденное качество. И тогда человек становится безвольным существом, опускается на дно общества, иногда спивается или становится наркоманом.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru