Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 1. Общество и человек

Личность и социальная среда

Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы.

Широко известны факты раннего проявления способностей — музыкальных, живописных, математических, поэтических. В.А. Моцарт поразил знатоков своими музыкальными талантами в 3 года; в 8 лет он создал свои первые симфонии. Н.А. Римский-Корсаков обратил на себя внимание богатой музыкальной памятью в 2 года. С.С. Прокофьев выступал в качестве композитора уже в 8 лет. У Рафаэля живописные таланты обнаружились в 8 лет, а у Микеланджело — в 13. М. Фарадей изготовил первую электрическую лампочку в 13 лет, а Т.А. Эдисон начал заниматься изобретательством в 12. Н. Винер, основоположник кибернетики, в 14 лет получил ученую степень, а английский математик У.Р. Гамильтон в 12 лет владел 12 языками.

Одаренные дети встречаются и сейчас практически во всех странах. Одаренность — это прирожденное качество. Она может развиться, а может угаснуть. Необходимы сила воли, трудолюбие и цель, чтобы талант не пропал. Большую роль в этом играют семейное воспитание, школьное образование и усилия со стороны общества. Иначе говоря, социальная среда.

А бывает и так, что ребенок, в котором вовремя не распознали одаренность, позднее оказывался гением и дарил человечеству великие открытия. Так, А. Эйнштейна и Д.И. Менделеева школьные учителя считали бездарными. Талант французского художника П. Гогена проявился только в 38 лет, а С.Т. Аксакова — в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформировались как личности.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что талант и гениальность — биологически врожденные качества, данные человеку от природы. Великим же он становится благодаря своему трудолюбию, профессионализму и выдающемуся вкладу в развитие человеческой культуры.

Гениальным человека делает природа, а великим — общество.

ЛИЧНОСТЬ — результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творчески одаренными индивидами, но не личностями.

На протяжении XIX века лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся еще до рождения. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гением, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru