Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 1. Общество и человек

§ 6. Потребности человека

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других — вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросленияэто процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.

Отечественные психологи, в частности А.В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потребность — самореализация — это по существу потребность индивида стать личностью.

Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потребности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Сила воздействия потребности, ее интенсивность, кроме того, зависят от занимаемого ею места. Физиологические потребности, независимо от степени их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, эгоистические. Действительно, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться классической музыкой. Только одиночки способны на это. Голод чаще о себе заявляет, чем, скажем, потребность в общении. Сколько вы можете пробыть без еды, не испытывая дискомфорта? А без общения с другими людьми?

неудовлетворенные потребности

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие — в неодинаковой. Образованные и необразованные люди в равной мере испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намерение выдвинуться, сделать карьеру) потребности.

И еще одна важная особенность: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться еще определеннее: там, где начинаются высшие потребности, там начинается личность.

Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и ее поведение: человек с подавленными потребностями неполноценен.

Неудовлетворенные потребности приводят к массовому недовольству и раздражению населения. Многочисленные факты невыплаты зарплаты шахтерам, учителям, врачам показывают, что правительство не заботится об удовлетворении потребностей первого уровня. Когда игнорирование жизненных потребностей людей становится хроническим явлением, они вынуждены защищать свои интересы с помощью демонстраций, забастовок, гражданского неповиновения, мятежей и революций.

Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине (см. схему на стр. 46). Кажется, что до них дело доходит после того, как удовлетворены все иные потребности. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отличала неистребимая жажда духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Нашей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не менее, народное творчество не иссякало-, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители, развитие духовной сферы общества происходит в целом независимо от экономического благополучия.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru