Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 1. Общество и человек

Потребности человека. Обществознание

Оговорка «в целом» не случайна. Речь идет об общей тенденции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные семьи или группы населения, картина усложняется. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

Духовное опустошение наступает даже у материально обеспеченных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека. Как вы думаете, в чем причины? Утрачена теплота человеческих отношений, потерян смысл жизни.

Для изучения альтруистической любви американский социолог русского происхождения П.Сорокин проанализировал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американцев — современных носителей энергии любви. Он собирал исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством творческой любви.

Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду личной, честь — бесчестью и т.п. Но как труден и не скор нравственный выбор! Какое количество препятствий и соблазнов приходится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу.

Если за точку отсчета брать всю историю человечества, можем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышенных людей стало больше, чем раньше? Вряд ли кто даст однозначный ответ. Возможно, их стало больше, а возможно, что и нет. Может статься, что подвижников духа не убавилось, не прибавилось. В этой сфере вообще трудно построить какой-либо график.

Но прогресс общества идет непрерывно, оно с каждым шагом продвигается вверх по лестнице цивилизованности. Постоянно расширяется объем духовной информации (научные знания, культурные и религиозные ценности и произведения).

Понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.

Вопросы и задания

1. Что такое человеческие потребности? *Составьте список своих потребностей, включая в него все желания, которые появились, скажем, в течение последней недели. А теперь проанализируйте его, используя материал, изложенный в параграфе.

2. Чем различаются низшие и высшие потребности? *Почему одни даны от природы, а другие приобретаются в обществе? Присмотритесь к себе: какие потребности преобладают у вас?

3. Какую социальную роль выполняют низшие потребности? Как проявляют себя низшие потребности?

4. В чем выражают себя высшие потребности? *Как вы думаете, они более развиты у подростков или взрослых людей?

*5. Почему духовные потребности труднее всего удовлетворить? Аргументируйте свой ответ.

*6. Уставший человек вернулся с работы. Основываясь только на теории А. Маслоу, предположите, в какой последовательности он будет удовлетворять потребности в пище, воде и сне. Какие потребности у него могут возникнуть после этого? От каких условий это зависит?

Проблема. Удовлетворение всех потребностей человека может сделать его счастливым и способствовать развитию или, наоборот, привести к опустошению и потере смысла жизни?

Практикум. Согласно теории А. Маслоу, удовлетворенная потребность перестает быть мотивом. Потребности А и С удовлетворены и уже выступают побудителями. Потребность В не удовлетворена, она обладает такой потенциальной силой, что уже перескочила уровень, начиная с которого она превращается в мотив, становится актуальной. Потребность D находится на пути к своему превращению в мотив.

Постройте график потебностей, характеризующий состояние удовлетворенности ваших потребностей на какой-то конкретный момент времени.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru