|
|
|
Глава 1. Общество и человек
§ 8. ОбщениеК убеждающему воздействию мы прибегаем с самого раннего возраста. Дети плачут, улыбаются, хнычут, жалуются, надеясь повлиять на родителей, привлечь их внимание и вызвать ответные действия. Убеждающее общение может превратиться в способ манипуляции поведением других людей. Даже лексика культурного диалога подчиняется той же цели. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно надеемся смягчить собеседника, вызвать его расположение. Для таких профессий, как юрист, коммивояжер, политик, бизнесмен, врач, учитель, использование приемов убеждающего общения является обязательным. Общение может быть не только служебным или бытовым, но также развлекательным, или досуговым. Здесь люди обмениваются между собой информацией, которая помогает им расслабиться, отдохнуть, унестись куда-то воображением и мечтами, пофантазировать. Юмор — непременный спутник такого общения. На досуге люди читают художественную литературу, смотрят фильмы, телевизионные и театральные спектакли. Дошкольников больше привлекают мультфильмы. Они рассматривают иллюстрированные книжки, слушают истории, которые им читают старшие, играют в «дочки-матери» и «школу», строят воображаемые замки в песочнице. Школа становится местом проявления творчества и фантазии детей. Школьники сочиняют стихи, рассказы, пьесы, разыгрывают одноклассников и учителей, иногда не чувствуя меры. В творческих студиях и кружках учащиеся рисуют, занимаются музыкой, ставят мультфильмы. Более серьезный, полуакадемический вид досугового общения связан с участием школьников в классных дискуссиях, математических и гуманитарных олимпиадах и конкурсах, занятиях журналистикой и т.д. По мере взросления человека придуманный им мир усложняется. Молодые революционеры не довольствуются идеальным обществом, о котором они готовы поведать узкому кругу друзей: они перекраивают все общество, пытаясь реализовать утопический проект, созданный их воображением. Взрослые обычно охотно потребляют придуманные сообщения. Как было выявлено, они посвящают 40% свободного времени просмотру развлекательных программ. Со временем все больше взрослых людей читают, смотрят и слушают чужие развлекательные сочинения и все меньше создают собственные. Им некогда. Они заняты бизнесом и политикой, поглощающим все их творческие силы. Большинство фантастических, воображаемых сообщений люди создают в детстве. Ритуальное общение, или этикет, — процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Когда в класс входит учитель, школьники дружно встают. Каждый отдельно участвует в коллективном ритуальном действии. Когда незнакомые военные встречаются на улице, они отдают честь, прикладывая руку к козырьку. Знакомые люди приветствуют друг друга словесно, рукопожатием, приподниманием шляпы. Понравившееся выступление мы одобряем аплодисментами. У нарушающих нормы ритуального общения возникают трудности, они вызывают непонимание или неодобрение. Частью ритуального общения выступают необходимость представлять своих спутников, приглашать вызываемого к телефону, правильно вести себя за столом, говорить по очереди в коллективной беседе, не перебивая других, выказывать интерес к высказыванию собеседника, соглашаться с мнением других людей (или тактично с ними поспорить), меняться ролями ведущего и ведомого в беседе, следовать договоренностям и т.д. В письменном общении люди также стремятся соблюдать ритуальные нормы: личные и деловые письма они начинают с вежливого обращения, принятые в данной стране приглашения и ответы на приглашения составляют по общепринятому образцу и т.д. Понятия: общение. Вопросы и задания 1. Что такое общение? Почему оно названо процессом взаимодействия двух человек? 2. Какие формы принимает человеческое общение? * Все ли они проявляются в вашем поведении, деятельности? Понаблюдайте за собой, проанализируйте свое поведение. 3. Приведите примеры делового и бытового общения, используя собственный жизненный опыт и свои наблюдения за другими людьми. 4. Что такое ритуальное общение? *Предположим, что вам пришлось обратиться за справкой в соответствующую организацию. С какой формой общения вы там можете столкнуться? *5. Понаблюдайте за своим общением с другими людьми. Какие особенности вы подметили? Проблема. Может ли человеку в современном обществе что- либо (TV, компьютер) заменить общение? Практикум. Сформулируйте несколько золотых правил общения разных видов.
|
|
|