|
|
|
Глава 1. Общество и человек
ОбщениеФормирование личности происходит в непосредственном окружении, называемом социальной средой. Здесь огромную роль играет общение людей между собой. Общение — это социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей. Оно происходит в нескольких основных формах. В зависимости от средства передачи информации различают два вида общения: — речевое, т.е. при помощи слов и звуков, — неречевое, т.е. при помощи мимики и жестов. Существуют такие типы неречевого общения, которые связаны с использованием предметов и рисунков, например государственные флаги, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы. Примерно 30% населения Земли старше 15 лет неграмотны. Эти люди не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют устную речь, а также неречевые символы. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и жестовый язык. Из 3000 языков мира меньше половины облечено в письменную форму. Культурное наследие передается следующим поколениям путем устного общения. Речь является самым универсальным средством общения людей. Благодаря ей менее всего теряется смысл сообщения. В зависимости от характера и содержания сообщаемой информации выделяют следующие формы общения: — служебное (деловое),
— повседневное (бытовое),
— убеждающее,
— ритуальное,
— межкультурное (межэтническое) Общей чертой для всех видов человеческого общения является эмоциональная пристрастность, ярче всего проявляющаяся в любовном признании, когда человек узнает, что он самый лучший из всех. Высокая оценка окрыляет его, повышает жизненный тонус. Пристрастность проявляется во многих сферах жизни. Религиозные и национальные предубеждения, предрассудки, обывательское мнение, всевозможные слухи — все это эмоционально-оценочная информация. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Яркий пример — анонимка, никем не подписанное сообщение непроверенной, часто ложной, информации. Анонимки, пришедшие в правоохранительные органы, часто ломали судьбы людей, приводили к осуждению совершенно невинных людей. Важная составляющая эмоционального общения — способность видеть мир с точки зрения другого, разделять его радости и разочарования. Способность эта состоит из двух частей. Во-первых — чувствительность к эмоциональным потребностям близкого человека, умение понять речевое и неречевое проявления чувств (слова, прикосновения, жесты), наконец, готовность разделить эти чувства. Во-вторых — умение ответить на эмоциональную потребность так, что собеседник будет убежден в вашей искренности. В таком случае говорят о культуре общения в проявлении чувств. Общение может быть деловым, построенным на убеждающей информации. Оно выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитано на то, чтобы стимулировать определенное действие. На этой основе формируется приказная и бюрократическая лексика, пропагандистская литература, тактика избирательных кампаний. Здесь участники общения особым способом воздействуют друг на друга, стремясь достичь нужного изменения поведения собеседника. Убеждающее общение может происходить не только в официальной обстановке, но и дома, когда родители разговаривают с детьми. В любом случае люди пытаются повлиять на взгляды или действия других. Убеждающее общение подразумевает участие людей значимых друг для друга: родители влияют на детей, дети — на родителей, друзья — друг на друга, агитатор — на мнения агитируемых; защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета, начальник в разговоре с подчиненным старается повлиять на его поведение и т.д. В других ситуациях происходит воздействие незнакомых людей друг на друга. Потребитель посылает письменную рекламацию на некачественный товар в магазин или вышестоящую организацию, телезритель звонит на студию с жалобой на местные власти, надеясь призвать их к порядку.
|
|
|