|
|
|
Глава II. Право
Понятие и черты административного правоотношенияЧто такое правоотношение, вы уже знаете. Административное правоотношение — его конкретная разновидность. Охарактеризуем некоторые его черты. Прежде всего следует помнить, что административные правоотношения имеют избирательный характер: они складываются только в той сфере общественных отношений, которая регулируется нормами административного права, — в сфере деятельности исполнительной власти (государственных органов и органов местного самоуправления, выполняющих определённые государственные функции). Для возникновения административных правоотношений мало, чтобы стороны, вступившие во взаимодействие, обладали определёнными правами и обязанностями. Необходимо, чтобы хоть одна из сторон административно-правового отношения была представлена субъектом (органом или должностным лицом) административной власти, т. е. наделённым государственно-властными полномочиями. Поскольку в административных правоотношениях участвует исполнительная власть, эти правоотношения чаще всего имеют властный характер. Их можно выразить формулой «власть — подчинение». Это значит, что одна сторона правоотношения наделена государственно-властными полномочиями — управляет, распоряжается, действует от имени государства, а другая обязана подчиняться. Отсюда следует, что между двумя рядовыми гражданами административные правоотношения невозможны. Сказанное, однако, не исключает такой ситуации, когда отношения складываются между субъектами исполнительной власти, имеющими одинаковый статус (положение) в системе органов государственной власти (например, два или несколько министерств могут договориться о создании межведомственной рабочей группы или комиссии для подготовки каких-либо совместных решений, проектов). Административное правоотношение, как и любое правоотношение, возникает в связи с конкретным событием, действием, но только в том случае, если событие или действие предусмотрено в норме административного права (если же не предусмотрено, не возникает). Итак, можно дать следующую характеристику понятия, черты которого мы рассмотрели: административными правоотношениями называют общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права.
Подумаем: между кем и кем в этом случае возникает административное правоотношение? Учитывая сказанное выше, можно ответить так: не между гражданином Васей и гражданином Стёпой. Административные правоотношения возникают у каждого из них с правоохранительными органами, обязанными принять меры, предусмотренные нормами права. Если заявление гражданина Васи (потерпевшего) подтвердится, гражданина Стёпу, нарушившего правовую норму, ждёт (как минимум) административное наказание в виде штрафа (ст. 7.27). Но это как минимум. Дело в том, что в статье 7.27 есть «Примечание», где уточняется, что стоимость похищенного не должна превышать 1 тыс. р. А если велосипед стоит дороже — что тогда? Можно предположить (решать будут правоохранительные органы), что Степана ждёт иное наказание, скорее всего, по ст. 158 УК РФ (кража). Почему мы так думаем? Вчитаемся в содержание указанной статьи. Здесь тоже есть «Примечание», разъясняющее, что минимальный ущерб собственнику (в нашем случае — Васе) составляет 2,5 тыс. р. Следовательно, если велосипед стоит не менее этой суммы, административные отношения Степана и Васи с правоохранительными органами могут перейти в уголовные. А это уже очень серьёзно. Смягчающим обстоятельством может быть только то, что Степан несовершеннолетний (хотя избежать наказания он не сможет).
|
|
|