Главная >> Обществознание 9 класс. Боголюбов

Обществознание 9 класс

Выводы к II главе - Право (продолжение)

9. Гражданские правоотношения — это имущественные (вещные и обязательственные) или личные неимущественные общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. Основным источником этой отрасли

права является Гражданский кодекс РФ. Отличительная особенность гражданских правоотношений в том, что они основаны на автономии, равенстве и имущественной самостоятельности участников. К последним относятся: граждане (физические лица), организации (юридические лица), государство (Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования. Все участники имеют права и обязанности, составляющие содержание гражданских правоотношений. Объектами этих отношений выступают вещи, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, а также нематериальные блага. К ним относятся жизнь, здоровье, достоинство личности и др. Гражданские правоотношения возникают на основе определённых действий. Они могут быть правомерными (заключение сделок, различных по своим видам договоров и пр.), а также неправомерными (причинение вреда имуществу либо личности другого, неосновательное обогащение). Согласно ГК РФ, тот, кто нанёс ущерб, обязан нести гражданско-правовую ответственность — компенсировать причинённый материальный и моральный вред, восстановить нарушенные права.

10. Трудовое законодательство устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, направлено на создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей. Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату определённой работы, подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством.

11. Семейные правоотношения — это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, которые выражаются в правах и обязанностях членов семьи. Особенности семейных правоотношений в том, что, во-первых, их участниками являются не посторонние, а близкие люди — члены семьи. Во-вторых, они возникают из специфических юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство. В-третьих, содержание семейных правоотношений составляют неотчуждаемые по своему характеру личные и имущественные права и обязанности членов семьи. При этом семейные правоотношения, в отличие от отношений гражданских, имеют в основном личный характер. Среди видов семейных отношений особое место принадлежит супружеским и родительским правоотношениям. Содержание первых составляют права и обязанности супругов при вступлении в брак и в период брака, а вторых — права и обязанности родителей и детей.

12. Административно-правовыми отношениями называют общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права. Для их возникновения необходимо, чтобы хоть одна из сторон правоотношения была представлена субъектом административной власти. Поскольку в административно-правовых отношениях одна сторона всегда наделена властными полномочиями (управляет, распоряжается, действует от имени государства), а другая обязана подчиняться, такие отношения всегда имеют властный характер, их можно выразить формулой «власть — подчинение». Поэтому между двумя рядовыми гражданами административно-правовые отношения невозможны.

Уже знакомый вам вид правонарушения — проступок имеет и другое название: административное правонарушение. От преступления он отличается меньшей степенью вреда для общества. Но тем не менее также посягает на общественный порядок, права и свободы граждан, собственность, на установленный порядок управления.

За административно-правовые нарушения закон (КоАП) предусматривает административную ответственность, которая находит своё выражение в различных видах административных наказаний. Административная ответственность наступает с 16 лет.

13. Уголовно-правовые отношения — особый вид общественных отношений, возникающих главным образом по поводу преступления и регулируемых нормами уголовного права. УК РФ — единственный источник уголовного права, который определяет круг преступных деяний и наказаний за их совершение. Тем самым он охраняет наиболее важные ценности общества: личность, её права и свободы; собственность, общественный порядок и общественную безопасность. Данные ценности выступают объектами уголовно-правовых отношений.

Субъекты этих отношений — лица, совершившие преступления, и государство в лице правоохранительных органов и суда. Виновные в преступлениях лица обязаны нести уголовную ответственность и наказание, которое может быть заменено в отношении несовершеннолетних (от 14 до 18 лет) мерами воспитательного воздействия.

14. Социальные права человека касаются его жизненно важных потребностей и интересов, являются неотъемлемой частью его правового положения. Среди конституционно закреплённых социальных прав — право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Возможности реализации социальных прав в значительной степени зависят от состояния экономики страны.

15. Международное гуманитарное право имеет целью оградить жертв войны, материальные и духовные ценности, природную среду от разрушительных последствий военных действий. К жертвам войны отнесены военнопленные, раненые, больные, лица из состава вооружённых сил, потерпевшие кораблекрушение. Основной нормой защиты гражданского населения является требование проведения различия между ним и вооружёнными участниками конфликта. Международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.

16. Правовое регулирование охватывает разнообразные отношения человека, общества и государства в сфере образования. Законодательной базой правового регулирования в сфере образования служит в первую очередь Конституция и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно Конституции, каждый имеет право на образование. Вместе с тем получение основного общего образования есть обязанность каждого гражданина России. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования. Важнейшей частью правового регулирования является также финансирование государством сферы образования.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru