|
|
|
Глава II. Право
Практикум: Право. Обществознание 9 класс. Боголюбов1. Известный правовед С. С. Алексеев пишет: «К числу главных основополагающих элементов права как явления демократии и прогресса... относятся следующие три: во-первых, — это демократические правовые принципы и такие прежде всего, как принцип народовластия, разделения властей, верховенства права и правосудия, равенства всех перед законом и судом, недопустимость узурпации власти и права; во-вторых, — это фундаментальные, «прирождённые» права и свободы человека — такие прежде всего, как право на жизнь, на неприкосновенность личности, на свободу мысли и слова, на экономическую свободу, на частную собственность; и в-третьих, — это наличие высокозначимых и независимых... правосудных органов...» (Алексеев С. С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. — М., 1997. — С. 281). Какие из перечисленных элементов права тебе знакомы из курса обществознания? О каких новых элементах права ты узнал из приведённого фрагмента? 2. Расставь (в тетради) пропущенные слова в следующем тексте: «Правонарушение — это нарушение ..., установленных государством. Поэтому одним из основных признаков правонарушения является .... Правонарушением не могут быть чувства и мысли людей, правонарушение — это всегда .... Правонарушение связано с антиобщественным поведением, всегда приносит людям неприятности (оскорбление, клевета, мошенничество, угрозы, обман, грабёж, порча чужого имущества и т. д.). Таким образом, ещё одним признаком правонарушения является .... Наконец, обязательным признаком правонарушения является наличие __ Чтобы установить наличие ..., нужно выяснить те цели, которыми руководствовался человек, совершивший правонарушение». Пропущенные слова (перечислены произвольно в именительном падеже): деяние, причинение вреда, вина, нормы права, противоправность. 3. Сравни содержание статей из двух документов. Какие выводы ты можешь сделать из этого сравнения? Из Всеобщей декларации прав человека (1948): «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией...» (ст. 2). «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (ст. 29.1). Из Конституции РФ (1993): «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (ст. 6, ч. 2). «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17, ч. 1). 4. На улицах наших городов можно встретить порой молодых людей, которые нарушают общественный порядок, громко кричат, курят в неположенных местах, пьют пиво. Как ты думаешь, делают они это сознательно, т. е. умышленно, или по недомыслию? Какие последствия влечёт такое поведение, если рассматривать его с точки зрения морали и с точки зрения общественного порядка? (Чтобы дать обдуманный ответ, советуем прочитать ст. 20.1; 20.20 КоАП.) 5. На пешеходном переходе водитель сбил человека. Против него возбуждено дело об административном правонарушении (проступке). Подумай, в каком случае это дело может быть переквалифицировано в дело об уголовном правонарушении, т. е. стать делом об уголовном преступлении. (Чтобы дать более точный ответ, советуем ознакомиться со ст. 12.8, ч. 1 КоАП и ст. 118 УК РФ.) 6. Подготовь с группой одноклассников проект на тему «Учимся защищать свои права потребителя». 7. Андрей дал посмотреть своему другу Игорю диск с видеофильмом. После просмотра фильма Игорь подарил диск своей сестре. Оцени действие Игоря с позиций гражданского права. 8. В последнее время всё чаще высказывается мнение, что надо ужесточить уголовное наказание подростков. Как ты относишься к этому мнению и почему?
|
|
|