Главная >> Обществознание 9 класс. Кравченко

Глава 2 (5). Человек и его права

§ 13 (§ 37). Потребитель и его права

Закон регулирует не только сферу производства, но также и сферу потребления. Будучи потребителями, мы часто заказываем, покупаем товары, пользуемся услугами ателье, гостиниц, прачечных или ремонтных мастерских, надеясь на высокое качество сервиса. Юридически потребителем считается всякий человек, который для личной пользы, а не для получения прибыли приобретает, заказывает или использует товары, работы и услуги и платит за них. А тот, кто выполняет их, называется исполнителем. Действия исполнителя также регулируются правовыми нормами.

ПОТРЕБИТЕЛЬ — гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

ИСПОЛНИТЕЛЬ — организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Рассмотрим основные права потребителя. Они записаны в Гражданском кодексе, Законе о защите прав потребителей, Законе о рекламе, Правилах предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи, Правилах бытового обслуживания населения в РФ, Правилах производства и реализации продукции (услуг) общественного питания и прочих законодательных актах. Права, указанные в этих документах, не распространяются на лиц, не являющихся потребителями.

Закон установил, что все товары, работы, услуги должны соответствовать стандарту и санитарным нормам. Такие нормы, выработанные специалистами, позволяют установить, какой товар является качественным и какие услуги — надежными. У потребителя есть право на подробную информацию о качестве, свойствах товара, им приобретаемого. Сведения предоставляются на русском языке. На специальных этикетках должна быть указана марка производителя с его названием и местонахождением. Например, на плюшевом мишке помечено, что он сделан на заводе игрушек г. Москвы, ул. Зеленая, д. 1.

В магазинах вас обслуживают продавцы, и вы имеете право знать, как называется магазин, каков его юридический адрес и режим работы, где куплен товар.

Потребитель имеет право на безопасный и качественный товар, услугу, результат выполненной работы. Если новый чайник самовозгорается при включении и обжигает руку хозяйке, то она - потерпевшая. Продавец или изготовитель, по ее выбору, обязаны возместить ущерб. При этом неважно, купила ли она этот чайник или ей его подарили.

Вы долго выбирали дорогой товар, например телевизор, но плохо проверили его работу в магазине и унесли домой, где обнаружили серьезные дефекты. Что делать? Закон помогает потребителю и в таких случаях. Ему можно самому выбрать вариант поведения из предлагаемых норм права.

    1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (их устраняют в течение 20 дней). Если куплен товар длительного пользования, например холодильник, изготовитель или продавец на период ремонта предлагают другой, осуществляя за свой счет доставку.

    2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (закон устанавливает 10-дневный срок для разрешения вопроса таким путем).

    3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней).

    4. Заменить на другой товар. Для этого нужно доплатить, если он стоит дороже, либо получить деньги, если цена выбранного товара ниже.

    5. Если вам расхотелось иметь купленную вещь, надо возвратить ее в магазин до определенного срока, а деньги получить обратно.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru