|
|
|
Глава 2 (5). Человек и его права
Потребитель и его праваВ другой раз вы купили вещь, проверили ее качество, заплатили деньги, принесли домой и только тут поняли, что она вам не подходит, скажем, по цвету или размеру. Что делать в этих случаях, ведь качество вещи хорошее? Закон вновь защищает потребителя. В течение 14 дней качественный товар можно обменять либо возвратить продавцу, получив назад деньги. Это право сохраняется у потребителя, если товар не испорчен и есть чек на него. Потребителю оказываются различные услуги: ремонт квартиры, автомобиля, бытовой техники и т.д. На выполнение работ составляется смета — расчет о расходах. Условия оказания услуг или выполнения работ могут быть различными, но все они регулируются правом. Если закон устанавливает права потребителей, значит, государство обязано их защитить. У нас в стране существуют государственные органы — Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Они контролируют соблюдение прав потребителей. Большую помощь в этом оказывают органы местного самоуправления. Созданы общественные организации — союзы, ассоциации, проводящие экспертизу товаров, защищающие рядовых граждан в суде. Когда нарушаются права потребителей, продавцы, изготовители товаров, исполнители услуг несут имущественную ответственность. Потребителям выплачивается неустойка (штраф), возмещается имущественный, а также моральный ущерб. Изготовитель имеет право устанавливать срок службы произведенной вещи. В течение этого периода он несет ответственность за качество товара. На некоторые товары устанавливается срок годности. Например, творог может быть пригоден в пищу в течение 5 дней. Затем он портится и человек может отравиться, употребив его. В течение срока годности изготовитель ручается за качество товара. Запрещается продавать товар, если его срок годности истек. И еще один срок устанавливается изготовителем - гарантийный. В этот период все ремонтные работы осуществляются бесплатно. Как же защитить свои права? В первую очередь необходимо быть очень внимательным самому, выбирая тот или иной товар, принимая определенную услугу. Важно убедиться, что организация, куда вы обратились, хорошо зарекомендовала себя на потребительском рынке, не нарушает законы. В противном случае права потребителей защищаются судом. Вы можете подать в суд иск о защите нарушенного права, и суд будет разрешать возникший конфликт с юридической точки зрения. Закон освобождает потребителя от уплаты государственной пошлины. Понятия: потребитель, исполнитель, изготовитель. Вопросы и задания 1. Кто такой потребитель в юридическом смысле? Какими законами регулируются его права?
Проблема. Как можно защищать свои права потребителя? Практикум. В соответствии с материалами параграфа закончите утверждения: Все товары, работы, услуги должны быть...
|
|
|