|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
§ 19 (§ 43). Формы культурыВ зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы: — элитарную,
и две разновидности: субкультуру и контркультуру. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Ее девиз — «искусство для искусства». Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку.
Высокая культура, например живопись испанского художника П. Пикассо или музыка австрийского композитора А. Шёнберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее почитателей — высокообразованные люди — критики, литературоведы, завсегдатаи музеев, выставок, театров, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг почитателей высокой культуры расширяется. В отличие от элитарной культуры, народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность. Д. Карышев. Гримасы массовой культурыЗаклейменные рабы, татуированные преступники, проститутки с разрезанными ртами и шрамами на щеках, буйволы с кольцами в ноздрях и африканские вожди, увешанные с головы до ног золотыми серьгами, - все это на рубеже веков превращается из атрибутики отверженных в вид современного искусства. Этот вид искусства - боди-арт - представляет экспериментаторство над собственным телом. Всегда существовавшая, но загнанная обществом в подполье татуировка стала сегодня модным и вместе с тем совершенно обычным явлением. На блатном жаргоне - «прошивка», «регалка», «наколка», ну а в обиходе — просто татуировка. Слово это, если верить филологам, пришло к нам с далекого острова Таити. «Та» означает «картинка», «ату» - дух. Каждая картинка дает совершенно конкретную информацию о ее носителе. К примеру, тюльпан в руке означает, что свое 16-летие субъект отмечал за решеткой. Свирепый гладиатор - свидетельство того, к какому садизму и дерзкому хулиганству склонен татуированный. А вот церковь на ладони. По числу ее куполов, а их пять, можно сделать вывод о количестве судимостей или сроке отбывания наказания. Мадонна с младенцем расшифровывается как «дитя тюрьмы». И никакой отсебятины, за каждую регалку ее владелец несет персональную ответственность. В тату-салонах с помощью современной техники можно расписать свое тело, придав ему дополнительное «концептуальное» значение. Стоимость иллюстрации на своей коже размером с сигаретную пачку стоит около 50 долларов. Тяга к подобной живописи увлекла не только мужчин. Если раньше татуированными телесами могли похвастаться разве что проститутки и профессионалки преступного мира, то сегодня молоденькие девочки щеголяют на пляже «расписанными» пупками, щиколотками и шейками.
|
|
|