|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
§ 19. Формы культурыПирсинг - занятие уже для более крутых ребят. Не получивший еще глобального развития в нашей стране, на Западе пирсинг стал своеобразной чумой 90-х. По утверждению профессиональных пирсингеров, прокалывание тела - весьма «заразное» занятие. Сделав одну или две дырки, человек бывает не в силах устоять от искушения умножить их количество до устрашающих размеров. И в этом деле, как и в любом другом, есть свои нюансы и тонкости. Никто из серьезных ребят не будет вставлять себе в ноздри, веки, языки, соски и т.д. золотые украшения. Благородный металл в мире пирсинга разжалован в попсовые безделушки. № 1 среди используемых для сережек металлов - это специальная медицинская сталь. Установка подобного украшения в профессиональном салоне стоит до 70 долларов. Многие называют крестным отцом пирсинга на ниве вхождения в массовую культуру видеоролик «Crying» группы «Aero- smith». Молоденькая девочка с проколотыми носом и пупком запала в душу толпам подростков, и сейчас каждый пятый из них превратился в носителя многочисленных сережек. И здесь наблюдается схожая с татуировками особенность. Важно, не что именно у тебя в ухе, а сколько. И при этом совершенно не играет роли тот факт, удобно ли тебе есть с увешанным железом языком или нет. Искусство требует жертв, а посему приходится терпеть. Рана в особо чувствительных местах (губы, язык, соски, половые органы) заживает в течение нескольких месяцев. Естественно, что попадание малейшей грязи может спровоцировать воспаление. Скарт - искусство нанесения шрамов. Теперь герой трагедии прошлого, юноша с изуродованным шрамами лицом может считать себя крутейшим из крутых. За шрамы на лице нынче платят большие деньги. И опять-таки боль и страх в таких случаях - непременный атрибут. Профи, делающие скарт, не рекомендуют заниматься этим в домашних условиях. Все-таки нужна рука мастера. Тем более что, по их мнению, скарт - искусство для избранных. И в самом деле, немногие досиживают до самого процесса, наблюдая, как мастер берет в руки тиски, зажимает в них специальную металлическую пластину, потом с помощью огненной струи из баллончика раскаляет ее и подносит к вашей свежевымытой и стерилизованной коже... Другой способ - просто резьба по коже большим и острым ножом. Кровоточащие раны обрабатывают антисептическим раствором. Самые распространенные места, где шрамы заметнее, - щеки, верхняя часть груди, руки, иногда спина. Источник: АиФ. 1996. № 13.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп: национальных, демографических, социальных, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, группы, говорящие на разных языках, — различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры. Существует несколько видов субкультуры: молодежная, пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная и др. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Молодежь и молодежная культура — явления сравнительно новые. В качестве чего-то самостоятельного они появились в середине 50-х годов XX века в развитых странах, прежде всего в США. Фактически до 50-х годов понятие «тинэйджеры»(подростки) не существовало. В 40-е годы юноши покупали те же самые вещи, что покупали их старшие сограждане. Они танцевали в тех же клубах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически также. Но однажды кто-то догадался, что, хотя денег у подростков меньше, все они идут на проведение досуга. Они первыми решились создать культуру досуга, основанную на современной моде. Таков был коммерческий взгляд на мир. Молодые люди стали покупать больше и разнообразнее, не потому что нуждались в приобретаемых вещах, а потому что хотели отличаться от других. Вся энергия молодежи стала уходить на погоню за очередной «модной штучкой», а не организацию социального протеста. В этом видят социальную функцию молодежной субкультуры: она превратилась в дополнительное средство контроля поведения тинэйджеров. Еще в 30-е годы кинематограф и грамзапись стали в развитых западных странах процветающим бизнесом, самостоятельной и постепенно набиравшей силы индустрией. К тому же периоду относится и подъем массового радиовещания. В Россию эти достижения цивилизации пришли с определенным запозданием.
|
|
|