|
|
|
Глава 1 (4). Политическая сфера
§ 2. Государство6. Обязательность членства в государстве — гражданство. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения. 7. Представительство от имени общества в международных организациях, переговорах и т.д. 8. Суверенитет, т.е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов. Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства.
Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Он закреплен в Уставе ООН и других международных актах. Суверенитет — главное, к чему стремится любой народ, претендующий стать самостоятельным государством. В начале 90-х годов, когда распался СССР, произошел процесс, который был назван «парадом суверенитетов». Бывшие союзные республики одна за другой объявляли государственную независимость. На политической карте мира в одночасье появилось более 10 новых государств. Суверенность (верховная власть плюс независимость) государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила, способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества. Указанные признаки отличают государство от других организаций, например, мэрии города, политической партии или профсоюзов, обладающих признаками, схожими с государственными, но не обладающих другими. О характере и содержании деятельности государства рассказывают его функции. Они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); участие в управлении экономикой; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т.п. Внешние функции государства: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие нормальных отношений с другими государствами, взаимовыгодного сотрудничества с ним на основе принципов мирного сосуществования. Государство появилось на исторической арене 5—6 тысяч лет назад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества. К появлению государства привели следующие, вполне объективные, причины. Первая причина появления государства — плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40—60 человек разбредались по огромным территориям в поисках провианта. Они встречались, лишь когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы, оттеснить чужаков со своей территории. Ученые считают, что тогда на Земле было не больше 5—6 млн. человек, сегодня их — около 6 млрд. Сравним две цифры. В тысячу раз население выросло за неполные 10—15 тысяч лет. Небольшой срок, если вспомнить, что первый человек появился 2—3 млн. лет назад. Когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория — группе из 40—60 охотников и собирателей необходимо несколько сот квадратных километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объединение одних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежными. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в такие союзы. Вторая причина — страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами. Некоторые ученые считают, что к созданию государства людей толкал страх перед агрессией со стороны противника, опасение за жизнь и имущество. Но опасность со стороны разбойников и преступников внутри страны служила не меньшей причиной к объединению в государство, способного применить силу и установить порядок. Оно, как арбитр, могло объективно решать все споры и издавать общие для всех законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но ему подконтрольную и его обслуживающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника. Третьей причиной возникновения государства является фактор силы. Посмотрите на современное рыночное общество. Каждая фирма, а их миллионы, окружена охранниками, следящей и подслушивающей аппаратурой, сигнальными и компьютерными системами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга, и полной аналогии с феодализмом уже не избежать. Такая аналогия многое объясняет. Средневековая Европа — это множество феодальных княжеств, каждое со своей частной охранной армией, своими флагами, гербами, правительствами, языком, культурой. Города и замки, деревни и округи — под охраной. В путь купцы отправлялись под охраной, а часто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали с оружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечом, даже пахали иногда, не снимая оружия. Все европейские короли нанимали или переманивали друг у друга профессиональных солдат. С помощью оружия добивались всего на свете: расположения прекрасных дам, обильных налогов со своих и огромных контрибуций с чужих территорий. Военные отряды обеспечивали бесперебойную торговлю и регулярную уплату налогов.
|
|
|