Главная >> Обществознание 9 класс. Кравченко

Глава 3 (6). Духовная сфера

§ 20 (§ 44). Религия

Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

Слово «религия» имеет два значения. Согласно одному из них, оно происходит от латинского глагола religare — связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Согласно другому значению, латинское существительное religio — это набожность, святыня, предмет культа. И второе значение достаточно полно отражает суть религиозного опыта. Ученые пытаются дать научное определение религии.

Количество научных определений религии, пожалуй, не уступает количеству определений культуры, а оно уже приблизилось к 500. Обобщим их и дадим такое определение, которое, схватывая самую суть, в то же время учитывало бы разнообразные оттенки.

Религию мы будем понимать в следующих основных значениях:

    1. Религия — один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой.

    2. Религия — один из фундаментальных институтов человеческого общества.

    3. Религия — сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденными мнениями), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное.

    4. Религия — специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение Бога.

    5. Религия — совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование.

    6. Религия — совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.

    7. Религия — группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордена, секты).

    8. Религия — система верований и действий, с ее помощью решаются вопросы человеческой жизни.

Решаемые религией проблемы встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.

Все религии подразделяются на:

    а) архаичные политеистические религии — тотемизм, фетишизм, анимизм,

    б) мировые монотеистические религии — буддизм, христианство, ислам.

Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм — монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм — по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире (в Индии — 95% верующих индуисты) и др.

Архаичные религии — более древние. Они основаны на верованиях и мифах, составляющих основу мифологии. Мировые религии — более молодые, их основа — религиозная вера.

Архаичные верования выступают ранней формой современной религиозной веры. Потому они и называются верованиями, а не верой.

Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Древние люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. На верованиях основаны мифы.

Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном или античном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном.

МИФ (от греч. mythos — предание) — сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. В этом смысле миф представляется изображением событий народной жизни в свете религиозного верования.

Мифы, как и легенды, вобрали в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.

Верования и мифы объединяются в мифологию. Мифология — самая ранняя форма мировоззрения, через него человек выражал свое отношение к миру и происходящим в нем событиям.

МИФОЛОГИЯ — всеобъемлющая система правил (начиная с обычаев, установленных первопредками) включения человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир, а его — в космос.

Появление мифологии представляло грандиозную революцию в сознании, сопоставимую, быть может, только с неолитической революцией. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы, заставить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрений, объясняющую и земной порядок: почему на свете есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти, есть ли другой мир и кто там обитает и пр. Если вы заглянете в мир древних мифологий, вы ощутите его величие и грандиозность. Не случайно современные композиторы, художники и поэты черпали и продолжают черпать из него вдохновение.

Согласно мифологии славян, в центре Вселенной находилась Земля; в ее недрах помещался ад, где горел страшный огонь. Небо воспринималось как свод из твердого вещества. Причем небо было не одно, а целых семь. На нижнем помещались дожди, снега, роса и прочие метеоявления, управляемые ангелами. Солнце, луна и звезды находятся на четвертом небе. Седьмое небо — рай (отсюда поговорка: «почувствовать себя на седьмом небе от счастья»). Земля выглядела плоской и плавала в океане- море на трех больших китах. Светила представлялись живыми существами, к ним обращались с просьбами. Звезды в народном представлении были душами людей и умерших крещеных детей, души праведников светят ярко, а грешников — тускло.

Архаичные религии, кроме верований, мифов и мифологии, включали также особые обряды и ритуалы. Комбинация тех и других дает три разных типа древней религии — тотемизм, фетишизм и анимизм. Их можно считать самыми древними культурными комплексами.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru