Главная >> Обществознание 9 класс. Кравченко

Глава 3 (6). Духовная сфера

Формы культуры

В середине 50-х годов в судьбе современного общества произошли радикальные изменения. На историческую сцену вышла новая социальная категория, составившая вскоре самую массовую аудиторию, — молодежь. Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодежных программ, а шире — на подготовку особого жанра — шоу-бизнеса. К тому времени рынок развлечений для взрослых достиг насыщения, зато открывались широкие перспективы на молодежном рынке, благодаря постоянному росту материального благосостояния юных граждан.

Когда в середине 50-х годов начался бум молодежной культуры, первым потребителем продукции массовой культуры выступили рабочие. Знаменитые «Битлз» — выходцы из рабочих. Представители среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже, поскольку они дольше учились в колледже и университете, не имея своих денег. Напротив, дети рабочих раньше заканчивали школу, раньше начинали трудиться и обретать экономическую самостоятельность.

У большей части современной молодежи отдых и досуг — ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, ее носителями выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года Н.В. Кофырин обследовал неформальные молодежные группы. Они возникают по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% —девушки. «Уйти в неформалы» побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и семье, недоверие к взрослым, протест против лжи. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше».

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер, она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эскапизма, является употребление наркотиков.

Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Но и внутри себя она неоднородна. Первым и самым заметным признаком выступает классовая принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из высшего, среднего и низшего классов отличается манерой одеваться, проводить досуг и образом жизни. Кроме того, значительные отличия есть в субкультуре у белых и черных.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем. Стиль — это суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Понятия: элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

Вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия «народная культура».
2. Какие элементы включает элитарная культура и как она создается? Можно ли отнести к ней картины П. Пикассо, музыку И.С. Баха и театральную постановку У. Шекспира?
3. Когда и по каким причинам возникла массовая культура? Сталкиваетесь ли вы с ее проявлениями в повседневной жизни?
*4. Какое влияние массовая культура оказывает, по вашему мнению, на общество?
5. Как проявляет себя молодежная культура?
*6. Объясните, зачем употребляется молодежный сленг?
7. Чем различаются субкультура и контркультура? Можно ли относить нецензурные выражения к контркультуре?
*8. Контактируют ли между собой различные формы культуры? Каким образом?

Проблема. Помогают ли неформальные молодежные группы решать подростковые проблемы?

Практикум. 1. К какой из трех форм культуры относятся следующие произведения:

    а) песни В. Высоцкого и Б. Окуджавы,
    б) оперы Дж. Верди,
    в) рок-опера «Юнона и Авось»,
    г) частушки,
    д) мыльные оперы,
    е) детективная литература?

2. У каждого поколения (возрастной группы) свои предпочтения, привычки и вкусы, в том числе музыкальные. Старики любят и с удовольствием исполняют народные песни и песни советских композиторов. У людей среднего возраста и молодежи свои музыкальные пристрастия.

В таблицу внесите музыкальные предпочтения людей разного возраста. Опишите их вкусы, характер и содержание исполняемых и любимых песен.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru