|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
ИскусствоТермин «свободные искусства» появился давно: в средние века так назывался университетский курс наук, включающих грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Окончивший курс студент получал степень бакалавра искусств. Древнегреческие философы, прежде всего Платон и Аристотель, не разграничивали изящные и прикладные искусства. Они проводили границу между свободными искусствами, которыми занимались свободные граждане, и «сервисными» искусствами, которые были уделом рабов. Прилагательное «свободные» восходит к латинскому слову liberalis, обозначавшему занятие, достойное свободного человека. Свободные граждане не занимались тяжелым физическим трудом или обслуживанием. Для этого у греков и римлян хватало рабов. У граждан оставалась масса свободного времени для умственной деятельности, куда входило посещение театров, стадионов, музеев, бань, философские диспуты и беседы, политические митинги, отправление многочисленных религиозных ритуалов и церемоний, гадания и оккультизм, наблюдение за звездами, поэтические состязания. Для этого и требовались такие искусства, как логика, риторика, астрономия, музыка. Ремеслами — сапожным, сельскохозяйственным, строительным, металлоработами и прочими — занимались другие слои населения: рабы и бедняки. Ручной физический труд — будь то создание товаров или услуг — назывался сервильным искусством (от лат. servio — быть рабом, усердно служить). Первоначально в него включались даже такие виды деятельности, как живопись и скульптура, относящиеся сегодня к изящным искусствам. В эпоху средневековья — с 400 по 1400 год — виды художественного творчества, позднее отнесенные к изящным искусствам, прежде всего живопись, скульптура и архитектура, использовались в качестве декоративных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающееся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций. Если бы не их утилитарный интерес, художества прозябали бы в неизвестности. Только в эпоху Возрождения (Ренессанса) (XIV—XVI вв.) появляется первое поколение художников, поднявшихся выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли выразить в своих полотнах непреходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скульптура имеют самобытную, независимую от их утилитарного предназначения, ценность. Они могли волновать, печалить, радоваться, восторгаться и задумываться зрителя. Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) покровительствовал не только живописцам, архитекторам и скульпторам, но также артистам и композиторам. В средневековых городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, приглашавшихся к королевскому двору на массовые празднества, народные торжества. Создавались все предпосылки для теоретического осмысления получившего широкую практическую поддержку увлечения людей изящными искусствами. Понятие «изящные искусства» появилось во Франции в XVIII веке. В отличие от прикладных, или приносящих практическую пользу, искусств, изящные искусства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Это качество было названо эстетическим, т.е. характеризуемым как прекрасное, красивое. Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — не подвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т.е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Иисуса Христа останутся вечно истинными и через тысячу лет. Картины и скульптуры Микеланджело останутся вечно прекрасными и через тысячу лет. Но теория И. Ньютона и теория А. Эйнштейна могут и не быть истинными через тысячу лет. Не останутся вечно совершенными и все технические изобретения. Их обязательно превзойдут в будущем. На смену деревянным счетам пришел механический калькулятор, а его сменил электронный. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе. Союз Красоты и Добра дает изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того, чтобы ремесло или вид искусства назывался прикладным, надо чтобы его произведение создавалось сначала для пользы, а потом уже выражало бы прекрасное. Здание церкви построено для практических, а уже затем для эстетических целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к прикладным искусствам. Понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство». Вопросы и задания 1. Что такое искусство в широком и узком смысле слова? Если у вас дома есть альбомы по искусству, то к какому пониманию — широкому или узкому — они относятся? *2. Почему искусство следует сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. В чем их сходные и отличительные черты? 3. Чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество? Что такое художественная самодеятельность? 4. Объясните, что такое художественная культура и что в нее включается. Куда входят литература, музыка и театр? 5. Опишите основные субъекты художественной культуры. *6. Какую роль в культуре играют Красота, Добро и Истина? 7. Можно ли к изящным искусствам отнести живопись, скульптуру и архитектуру? Приведите свой пример изящных искусств. Проблема. Подумайте над проблемой — существуют ли общие критерии красоты? Практикум. Объясните, почему к искусству нужно отнести только произведения элитарной изобразительной культуры.
|
|
|