|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
§ 22 (§ 46). ОбразованиеОбразование является важным институтом общества. Он включает в себя Министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, школы, лицеи, гимназии, колледжи, вузы (университеты, академии), миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов. Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разработанный предками. В дописьменных обществах это делалось изустным способом. Передача знаний самым примитивным способом возникла еще в первобытном обществе и сохранилась по сию пору, например, у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, каковы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как надо ориентироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, они сообщают также о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях племени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее, его ранней формой. Как зрелый социальный институт, образование появилось в Древнем Египте — в третьем тысячелетии до н.э. Именно тогда возникли первые профессиональные школы чиновников. Иначе говоря, сформировались статусы и роли учителя и ученика, появились специальные средства записи новых знаний — аналоги нынешним тетрадям, средства передачи знаний — учебники, специальное помещение (классная комната), режим занятий, система оценки знаний и многое другое, что составляет неотъемлемые атрибуты полнокровного образования. Во II веке н.э. сформировалась римская система образования, послужившая прообразом для европейской. Она состояла из трех ступеней. В начальной школе учили читать, писать, считать. На второй ступени учителя-грамматики преподавали греческий язык и так называемые семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. На высшей ступени — в школах риторов — изучали риторику и философию. Владение риторикой было необходимым условием для политической карьеры. В IX веке монастыри стали открывать школы, где детей с ранних лет готовили к духовному поприщу. Учителя стремились развить у учеников те способности, которые позволили бы им получить в будущем церковную должность. Учащиеся, как правило, посещали школу пять лет, приобретали, прежде всего, элементарные навыки чтения и письма. Сначала они учились писать стилем на восковой табличке, затем писали пером на пергаменте. Из-за того, что книг было мало (каждый экземпляр монахи изготовляли вручную), их заучивали наизусть. Много времени отводилось занятиям музыкой, так как не хватало певчих для церковных хоров. Ученики знакомились с античной литературой и латинскими богословскими сочинениями, поэтому в школах особое внимание уделяли изучению латинского языка, на нем во всех европейских монастырских школах и велись занятия. За стадией первоначального обучения следовал так называемый тривиум, включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство вести дискуссию). За тривиумом следовал квадривиум: арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Монастырские школы исполняли важную культурную роль: они выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоев общества. На Руси первые школы появились более тысячи лет назад в Киеве. В них учились дети бояр и дружинников. Обучение начиналось с семи лет и продолжалось два года. Учитель преподавал одновременно по рукописным книгам 8—10-ти ребятам. Дети умели считать в пределах ста. Археологи нашли игрально-счетные жетоны VI—VII веков. В учебных программах большое место отводилось пению. Домашние задания отсутствовали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV века, поэтому оснащение школ было небогатым. Петр I создал государственные общеобразовательные цифирные школы. В них преподавали арифметику, письмо, чтение. В классе учились дети разных возрастов. Закон разрешал бить учеников линейкой, пороть розгами, ставить в угол «на горох». Дети дворян учились в кадетских (от фр. cadet - «младший») корпусах (шляхетский, морской, артиллерийский), частных пансионах, институтах благородных девиц и др. Так, девочки-дворянки с 6 до 18 лет учились и воспитывались в Смольном институте, первом общеобразовательном женском заведении России. Им преподавали литературу, историю, русский и иностранный языки, физику, математику и др. Обучали танцам, рукоделию, прививали хорошие манеры. Режим в заведении был жесткий и выполнялся неукоснительно: вставали в 6 утра, занимались по 6—8 уроков. Для детей городских низов открывались народные школы и училища.
|
|
|