|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
НаукаПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯЭто была древнегреческая философская школа, основанная Платоном около 387 года до н. э. в Афинах; существовала до I века до н. э. До появления академии Платона молодые афиняне получали высшее образование у софистов (в переводе с греческого «софист» означает «искусник», «мудрец», «лжемудрец»). Они были путешествующими лекторами, переезжавшими из одного города в другой и раздававшими по пути советы и рекомендации в совершенствовании себя в ораторском мастерстве и философии. Они были уверены, что всегда найдут аудиторию в одной из трех крупнейших общественных гимназий (gymnasiums), которые располагались в предместьях Афин: здесь молодые люди проходили атлетическую подготовку. Когда Платон вернулся из своих путешествий в Афины (приблизительно 387 год до н.э.), он поселился в доме недалеко от одной гимназии, называвшейся академией. Сама гимназия отстояла от городских стен в миле на северо-запад. Платон организовал философскую школу с постоянным составом слушателей, которые регулярно встречались либо в Академии, либо в доме Платона. Другие философы последовали его примеру и также стали встречаться со своими учениками в точно определенном месте, где отныне читали свои лекции и проводили обсуждения. Аристотель, ученик Платона, учредил свою школу в Лицее (Lyceum), располагавшейся в восточной части Афин. Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. I - II вв.) и неоплатонизма (IV - сер. VI вв.). В эпоху Возрождения Платоновская академия была учреждена во Флоренции (1459 - 1521), ее возглавил М. Фичино. Термин «академия» часто применяют к некоторым научным кружкам средневекового Востока. Название «академия» носили многие научные общества Европы в XV—XVI веках. В XVII веке сформировались первые академии наук. Во Флоренции, Венеции, Ферраре, Неаполе на рубеже XVI—XVII веков возникали одна за другой так называемые «академии», или «камераты»— художественные кружки, объединявшие любителей прекрасного, поэтов, музыкантов. Там исполнялись новые мадригалы, поэты читали свои только что написанные произведения, там музицировали, обсуждали перспективы национального искусства. Эти академии были творческими лабораториями, где рождалась новая музыка. Так, в 1600 году во Флоренции родилась опера. Современность и новизна ценились чрезвычайно. Сегдня в Англии и США академией называют частные средние школы и специализированные учебные заведения, например, военно-морские академии. В более широком смысле (в некоторых странах) академии — это научно-исследовательские сообщества, призванные развивать и поддерживать научные знания и культуру или способствовать развитию специфических искусств или наук. Среди научно-исследовательских сообществ самым известным считается Французская Академия — ассоциация литераторов, учрежденная кардиналом Ришелье в 1635 году. Понятия: наука, университет, академия. Вопросы и задания 1. Что такое наука как социальный институт? Какова ее роль в обществе? 2. Какими свойствами обладает научная информация? 3. Какова структура Академии наук и большой науки? Связаны ли с наукой ваши родители или знакомые? Что они могут рассказать об этой важной сфере общественной жизни? 4. Как классифицируются науки? Куда бы вы отнесли обществознание? 5. Из каких элементов складывается высшее образование? Какие профессии связаны в современном мире с высшим образованием? 6. Что такое университет в Европе и в России? *7. Насколько высок, по вашему мнению, престиж университета в наши дни? Проблема. Замечаете ли вы в своей повседневной жизни, что поток информации с каждым годом возрастает? Приведите примеры. К каким последствиям это может привести общество и его граждан? Практикум. Подумайте над этими цифрами. Какую закономерность или тенденцию вы в них обнаружили? 1. 34% всех открытий в СССР сделано в 50-е годы.
|
|
|