Главная >> Обществознание 9 класс. Кравченко

Глава 3 (6). Духовная сфера

§ 23. Наука

Энциклопедии, словари, географические атласы, различные указатели, альманахи, нормативные и юридические документы, статистические показатели и таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д. несут фактологическую информацию об объективном положении дел и ценятся в возрастающем объеме.

Все науки условно делятся на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. И это правильно. Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные, за редкими исключениями, качественными (описательно-оценочными). Гуманитарные дисциплины нельзя относить к поведенческим наукам, изучающим взаимодействие людей в группах, институтах, на рынке или в политических ситуациях, а социальные — можно. Поэтому их называют еще бихевиориальными науками (от behaviour — поведение).

Кроме социальных и гуманитарных дисциплин есть еще естественные и технические. Физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.

Школьное образование — это самые дальние подступы к большой науке. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества. Иначе говоря, оно только приобщает вас к основам научных знаний. Расширить их позволяет высшее образование. Дальнейшие занятия в аспирантуре и докторантуре сделают вас способным заниматься приращением новых знаний. А это самое главное в академической науке.

Основа высшего образования — вузы. Они готовят специалистов для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, осуществляют повышение квалификации преподавателей. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, учебные академии, консерватории. Срок обучения 4—7 лет.

Университет (от лат. universitas — совокупность) — высшее учебное и научное заведение, где ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры.

Первые университеты появились в XI—XIII веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. Университет делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. В университете Парижа Сорбонне — признанном центре теологии, преподавание велось на латыни. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию.

Первые университеты в России — Академический (1726—1766, Санкт-Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 году было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, свыше 30 негосударственных университетов.

Одним из лучших в стране по праву считается Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) — крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова. Имел философский, юридический и медицинский факультеты. Сегодня готовит кадры по физическим, математическим, химическим, биологическим, геологическим, географическим, филологическим, историческим, философским, психологическим, юридическим и другим специальностям. В университете более 200 кафедр и 430 научно-исследовательских лабораторий, 4 НИИ (механики, ядерной физики, астрономический им. П.К. Штернберга, антропологии им. Д.Н. Анучина), Вычислительный центр, 4 обсерватории, 12 учебно-научных станций, 3 музея, Ботанический сад, научная библиотека, издательство (основано в 1927 году). В 1992 году университет получил статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России. В нем учатся студенты со всех концов РФ и из-за рубежа.

Вторым по важности учреждением системы высшего образования является академия. Слово «академия» происходит от наименования местности близ Афин, где возникла Платоновская академия (ок. 387 г. до н.э.).

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru