|
|
|
Глава 1 (4). Политическая сфера
§ 3. Национально-государственное устройствоЦентрализованные государства — конечный этап исторически длительного процесса. Они имеют большие размеры, многочисленное население, хорошо вооружены, у них четко организованный и разветвленный аппарат государственного управления. Их называют державами и империями. Централизованное государство имеет и плюсы и минусы. Оно защищает страну от набегов сильных врагов и спасает народ от рабства или истребления. Только при такой форме правления нация начинает чувствовать себя единым целым и достигает мирового признания. Но цена величия — это часто высокое бремя налогов и нищета, ограничение или подавление свободы слова. Редко какому народу удавалось быть одновременно великим и богатым. Централизованное государство иногда называют национальным. Между ними есть сходство и различие. Древнеегипетское и вавилонское государства, несомненно, являлись крупными централизованными государствами. Но можно ли их считать национальными, если в то время нации еще не появились? Общенациональное, или национальное, государство — это исторически поздняя форма централизованного государства. Поздним ее делает то обстоятельство, что нация формируется только на этапе капитализма, первые зачатки которого появились в Европе примерно в XV веке, а своей зрелой формы капитализм достиг в XIX веке. Именно в этот момент завершается собирание земель в Италии и Германии и формирование на этой основе национального государства. Национальное государство создается за счет централизации земель, где проживает одна нация. В строгом смысле слова национальным надо считать только однонациональное государство. Там могут проживать представители и других наций и народностей, но они должны занимать второстепенное место. В нынешней Германии проживают представители многих национальностей, но только как вкрапления в немецкий этнос, занимающий главенствующее положение в обществе. СССР никогда не был однонациональным государством, поскольку на его территории проживали более 100 наций. Он относился к разряду многонациональных. Термины «национальное государство» и «многонациональное государство» необходимо различать. Централизация указывает только на то, как многочисленные территории связаны с общим центром. Это территориально-административный и отчасти политический признак государства. Но отнюдь не этнический. Если бы на всей этой территории проживала одна нация или очень близкие этносы, то мы могли бы централизованное государство называть также еще и национальным. Проблема существования национального государства не так проста, как может показаться. Взять, к примеру, Югославию, в составе которой раньше находились только представители одного этноса — славянского. По формальным признакам это национальное государство. Но славяне-сербы исповедуют православие, а славяне-хорваты — католицизм. И вот в 90-е годы между ними разгорелась война. Какая это война — гражданская или национальная? Трудно подобрать точное название. Но в результате образуются два разных государства, теперь уже однонациональных. Что их держало вместе раньше? Коммунистическая идеология. Стоило ей рухнуть, как тут же дали о себе знать религиозные различия. Они оказались сильнее идеологического сходства. То же самое произошло и с распадом СССР. Что держало вместе католиков-прибалтов, католиков-западноукраинцев, мусульман-азербайджанцев или мусульман-узбеков? Идеологическое единство, проводимое в жизнь разветвленным партийным аппаратом на местах. Он был единым, но народы были разными. На идеологическом единстве советская власть мыслила со временем построить новую национальную общность. Ее так и называли советским народом, понимая под этим искусственным образованием новый тип нации. Ничего не вышло. В конце 1991 года все рухнуло, сохранившиеся национальные и религиозные различия заставили союзные республики побыстрее покинуть общую идеологическую родину. А вот расколотая на два политических государства — ФРГ и ГДР — единая немецкая нация в те же 90-е годы воссоединилась в единое национальное государство. То же самое произошло с Северным и Южным Вьетнамом, разделенным политическими барьерами. На том же пути стоят сегодня Северная и Южная Корея, политические различия между которыми все еще очень сильны. Но вполне возможно, что в будущем и они отойдут на второй план, уступив место центростремительным национальным тенденциям. В конце второго и начале третьего тысячелетия всемирная история как бы поворачивает вспять. Процесс собирания земель превращается в их разбегание. Создававшиеся на протяжении сотен лет сильные централизованные государства во второй половине XX века стали быстро рассыпаться. Оказалось, что это — колосс на глиняных ногах. В централизованном государстве, как правило, намешано много этносов, вот почему их еще называют полиэтническими. Но чем больше разных народов собралось под одной крышей, тем разнороднее интересы и больше причин для конфликтов. Следовательно, тем больше повода для сепаратизма — отделения от централизованного государства.
По прогнозам американского географа С.Коэна, через 30 лет число государств в мире увеличится на 50% . На глобусе появится более 300 независимых стран. Ученые прогнозируют распад Австралии на четыре государства, образование нескольких новых независимых государств в Европе, распад России, полную перекройку политической карты Азии, исчезновение Канады как государства, изменение границ США. (Социс. 1996. № 12.) Распад государства — это всегда геополитическая катастрофа, поскольку мирные варианты разделения — редкие случаи.
|
|
|