|
|
|
Глава 1 (4). Политическая сфера
§ 6. Гражданское общество и правовое государствоПонятия «гражданское общество», «гражданин» и «гражданство» тесно взаимосвязаны между собой. Слова «citizenship» и «city», в переводе с английского обозначающие «гражданство» и «город», совпадают не случайно. Оба они происходят от латинского «city». В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители города, точнее, города-государства. Таковым являлась самоуправляющаяся община, существовавшая тысячелетия, пока на смену ей не пришла более крупная общность людей — нация. С тех пор вместо городов-государств (city-state), существовавших в Европе вплоть до Нового времени (например, города-государства в Северной Италии XV—XVI веков), появились государства-нации (nation-state), или национальные государства. Зачатки современного понимания гражданства мы находим у древнегреческого ученого и философа Аристотеля, жившего в IV веке до н.э. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством. Сегодня с момента обретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав. Дети и подростки не имеют полного статуса гражданства, поскольку не имеют права голосовать и не обладают некоторыми другими, доступными только взрослым, правами. Их защищают права, гарантированные конституцией страны. Осужденные во многих странах обычно теряют гражданские права. Они не могут голосовать и избираться в органы власти. В некоторых странах местные власти используют обвинение в преступлении как способ избавиться от конкурентов на выборах. Такая ситуация произошла в 1998 году в Нижнем Новгороде, когда победившего на выборах кандидата соперники обвинили в том, что раньше он находился под следствием. Выборы признали недействительными, а получившего поддержку большинства горожан кандидата отправили за решетку.
Гражданство люди принимают, от гражданства добровольно отказываются (так поступали некоторые советские диссиденты, уехавшие из страны в 70—80-е годы), гражданства могли лишить человека помимо его желания, как советских политзаключенных, попавших в 30-е годы в сталинские лагеря, выдворить из страны насильно, поставить человека в такие условия, когда он сам уедет из страны (в СССР было много тому примеров). Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и в возможности участвовать в избрании его главы и высших органов управления. Лишенных гражданства лиц конституция уже не защищает. С античных времен гражданство было теснейшим образом связано с избирательным правом. Формально гражданами античного полиса могли считаться многие, в частности свободные и малоимущие граждане. А вот реально гражданами являлась лишь небольшая часть общества — богатые. Уже в наше время вторых называли «полугражданами», или «гражданами второго сорта». В античной Греции права голосовать были лишены рабы, иностранцы, женщины и малоимущие. Конечно, это не значит, что государство не защищало женщин или малоимущих. Нет, речь идет об избирательном праве, которое сужает и одновременно уточняет определение гражданства. Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие политических решений. Элите общества и раньше, и сейчас не очень-то хочется допускать к рычагам управления государством бедных или, как их иногда презрительно именуют, плебс. У этого понятия два смысла: а) иносказательное, принятое для обозначения полуграмотных, непросвещенных, необразованных граждан, составляющих то, что именуют толпой; б) прямое историческое значение, указывающее на конкретную группу населения в конкретной стране в конкретный период времени. Плебеями (лат. plebejus, plebs — простой народ) в Древнем Риме называли малоимущих, но свободных граждан. Поскольку они были свободными, то юридически должны были голосовать. Но к голосованию плебеев не допускали, потому что они были малоимущими. Возникал парадокс: формально они являлись гражданами, а реально — нет. Хотя налоги в пользу государства, как и патриции, платили. Но это уже социальный признак. Однако и его оказалось достаточно для их врагов патрициев, чтобы превратить их в политически неблагонадежную категорию. Два столетия (начало V — начало III веков до н. э.) между плебеями-негражданами и патрициями-гражданами шла ожесточенная борьба, в результате которой первые завоевали гражданские права. В 450 году до н. э. специальная комиссия из 10 патрициев разработала первый в истории свод политических прав для мало- и неимущих. Он назывался Законом XII таблиц, поскольку его записали на 12 медных досках. Их выставили на Форуме и пригласили представителей плебеев поучаствовать в окончательной доработке важных законоположений. Так был сделан исторический шаг в развитии гражданских прав и свобод. Если раньше они являлись монополией меньшинства, то отныне стали привилегией большинства. Если раньше плебеи привлекались лишь на военную службу, приобретая вооружение за свой счет, но политического равноправия с патрициями не имели, то теперь они встали под защиту римского закона. Плебеи добились права избирать в Народное собрание своих представителей — народных трибунов. Они с помощью вето могли приостановить действие любого закона и обладали законодательной инициативой. Народные трибуны, защитники угнетенных и обездоленных, стали играть важную политическую роль в жизни страны. С тех пор берет начало важный институт гражданского общества — институт народных трибунов. Он явился исторически первой формой законной борьбы за гражданские и политические права народных масс. Европейское общество очень долго боролось за расширение гражданских прав, среди которых важнейшее место занимало избирательное право. Даже в XIX веке в передовых странах типа США и Англии, не говоря уже о других, существовал имущественный и расовый ценз. Малоимущие белые мужчины не имели права голосовать. Зажиточные и богатые граждане боялись, что, предоставив им политические права, они упустят контроль за положением дел в государстве и лишатся своих привилегий. Только в 1965 году Закон об избирательных правах предоставил американским чернокожим реальную возможность участвовать на равных основаниях с белым населением в решении политических вопросов государства. Сегодня граждане в демократическом обществе обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. Истинно демократическим считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, проходит обязательное голосование у народа. Как правило, система голосования очень сложная. В большинстве таких обществ выбрана система, которая называется «представительной демократией». Мнение народа выражают люди, победившие в своих избирательных округах.
|
|
|