|
|
|
Глава 2 (5). Человек и его права
§ 9. ПравоУчитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подростка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов. Содержание социального статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей, закрепленных за ним обществом. Когда вы входите в вагон метро, то видите «Основные права и обязанности пассажира». Они раскрывают суть данного статуса. Часть статусов определена такими формальными инструкциями, а другая их часть строится на неписаном своде прав и обязанностей, т.е. на традициях. Статус соседа предполагает свободную манеру поведения. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но один человек уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой не в меру общителен и навязчив в дружбе.
Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, отличающих его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные солдатами. Академический статус профессора дает ему права, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист или бизнесмен. Таково, к примеру, право отвечать на какие-то вопросы словами: «Я не знаю этого». Оно объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью. Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой, так что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может. Вернее, они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется. Так, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны. Напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Значит, от того, как расположены права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества. Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Сапожник, например, обязан в срок и качественно выполнить порученную заказчиком работу. Если этого нет, он должен быть как-то наказан — лишиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его профессиональная репутация, его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Таковы формы проявления ответственности. Они многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени. Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус президента или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей. Оказывается, право существовало не всегда. Оно — результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Обычаи - это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественного принуждения. Традиции и обычаи были окружены таинственными обрядами, ритуалами и церемониями, которые исполнялись в особо приподнятой и торжественной обстановке. Например, древние славяне, почитая кормилицу-землю, боялись вбивать в нее колья и не делали весной заборов — берегли ее. С тех времен сохранился ритуал целовать землю, клясться землей, хранить горсть родной земли и т.д. Предписания своих предков люди выполняли строго. Такие правила нигде не записывались и передавались устно из поколения в поколение. Позже их стали фиксировать в документах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельные виды животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться государством. Самые древние законы дошли до нас из Месопотамии — автор, шумерский правитель, живший в XXIV в. до н.э., пытался с их помощью регулировать рыночные цены. Тогда еще не существовало четкого юридического языка, в одном законе смешивались нормы, регулирующие разные сферы человеческих отношений, а самим законам придавали божественный характер. В предисловии к своим законам правитель обязательно указывал, что они существовали вечно и дарованы богами. В некоторых современных обществах до сих пор юридическим нормам приписывается божественная сила. Однако законы служили не только рупором божественной воли, но являлись к тому же инструментом общественного согласил. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла. В древних законах присутствовали главным образом ограничители свободы, а сами свободы, особенно для малоимущих, не существовали. Право как свобода — это достижение Нового времени. Древние монархи все права оставляли за собой, даже не указывая их, ибо подразумевалось, что они могут позволить себе все. Сегодня равными правами и свободами наделены все без исключения. Но что особенно важно, основные права записываются каждому из нас при рождении — не как гражданину, а просто как человеку. Они называются естественными правами. У каждого от рождения есть естественные права. Малыш, только появившийся на свет, уже обладает правом на жизнь и свободу. Позже к ним добавляется список гражданских прав, позволяющих человеку не просто свободно жить, но также активно участвовать в социальной, экономической, политической и духовной жизни общества. К ним, в частности, относятся право на труд, профессию, собственность. В древности дело с естественными и гражданскими правами обстояло совсем не так, как сегодня. Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. В Древней Греции и Древнем Риме население разделялось на две категории — граждан и неграждан, подчинявшихся совершенно разным законам. Человеку присущ определенный уровень правосознания. Это не просто знание норм права, но и личное отношение к ним.
|
|
|