|
|
|
Глава 2 (5). Человек и его права
§ 9 (§ 33). ПравоКаждый день мы совершаем множество поступков, имеющих юридическое значение. Происходит это потому, что в обществе человек подчиняет свое поведение определенным правилам — социальным нормам. Они предписывают нам, как нужно себя вести в той или иной ситуации.
Это не значит, что человек следует им слепо. Он сам выбирает цели в жизни и пути их достижения. У каждого своя судьба. Так, дружеские отношения предполагают, что в случае беды другу нужно протянуть руку помощи. Но есть люди, ради своей карьеры оставляющие друзей, предающие их. В обществе такие поступки вызывают презрение. Подобные оценки носят нравственный характер, а отношения между людьми регулируются моральными нормами, закрепляющими представления о плохом и хорошем, справедливом и несправедливом. Их источником служит религия — христианство, буддизм, ислам и т.д. Эстетические нормы, выражающие наши представления о прекрасном и безобразном, в том числе и в поведении людей, оценят эту ситуацию как некрасивую. Итак, все правила, принятые в обществе, — дозволяют,
Среди них особую роль играют правила, охраняемые государством, за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность. Совокупность этих правил составляет право. Его изучением занимается специальная наука — юриспруденция, а лица, профессионально владеющие ею, называются юристами. Эта профессия, возникшая в глубокой древности, считалась «святым делом». Юристы приравнивались к жрецам, ибо могли творить правосудие, отделяли доброе от злого, справедливое от несправедливого и наказывали за плохие проступки людей. В Древнем Риме императоры не могли обойтись без их консультации. Правительство учреждало специальные советы и поощряло деятельность школ юристов.
Познакомимся с важнейшими понятиями юриспруденции. Право получило свое название от латинского слова «justitia» (правда, справедливость), ибо оно понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает разрешить конфликты, устанавливая четкие правила поведения. Слово «право» может иметь разный смысл. Вы сами хорошо об этом знаете. Каждый человек имеет право на образование. В этом случае оно понимается как разрешение учиться в школе, вузе, получать образование, изучая разные науки. Здесь право является возможностью поведения. А вот взрослый парень обидел малыша. Разгневанный родитель кричит ему вслед: «Какое право ты имел это делать?» В этом случае праву не придается юридический смысл и оно выступает как оценка несправедливому поступку. В другом понимании (юридическом) право представляет собой определенные правила поведения. Они возникают в обществе, чтобы упорядочить совместную жизнь людей. Их нужно обязательно соблюдать. Право охраняется государством, но не всегда создается им. Мы же с вами будем рассматривать право как систему общеобязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право в этом смысле можно легко распознать в нашей жизни по следующим признакам: 1. Право выражено в источниках — законах, указах и т.д. Если вы прочтете любой закон, то правило, записанное в нем, и будет являться общеобязательным. Так содержание права облекается в форму. 2. Право возникает в процессе правотворческой деятельности. Законы, например, принимаются в парламенте страны. 3. За нарушение права всегда следует юридическая ответственность. 4. Право регулирует только конкретные поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей. 5. Право не вечно. Оно создается людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.
Правовые нормы регулируют почти 70% общественных отношений. Ученые считают, что усиленная правовая регламентация нашего поведения, особенно в форме жестких властных предписаний, может привести к произволу власти, установлению диктатуры. Человек в таких случаях превращается в пассивный «винтик» государственного механизма, каждое движение которого контролируется. Опасна и слишком зауженная сфера воздействия права на общество. Представьте на минуту, что право практически не вмешивается в нашу жизнь. Нетрудно догадаться, что именно тогда наступит хаос и беспорядок. Государство не сможет защитить каждого человека ввиду отсутствия единых правил. Право, созвучное таким словам, как «правильно», «справедливость», «правда», возникло на основе представлений о том, каким должно быть справедливое общество, построенное в соответствии с идеалами добра и честности. В нем соединены элементы моральных, эстетических и других социальных норм. Социальный статус, о котором говорилось в § 17 главы 3 учебника для 8 класса, связывает одни позиции в социальной структуре общества с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них это просто индивид.
|
|
|