|
|
|
Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Методы диагностики внимания (продолжение)Обработка и оценка результатовПри обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), просмотренных ребенком за время работы; t — время работы; n — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения. В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30. По всем показателям 5, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом: 10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла. 8 - 9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла. 6 - 7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла. 4 - 5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла. 2 - 3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла. 0 - 1 балл — показатель 5 находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла. Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так: 10 баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1. 8 - 9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2. 6 - 7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3. 4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4. 3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом: 1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —. — .—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания. 2. Кривая, представленная линией типа • • • • Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания. 3. Кривая, изображаемая посредством линии типа-------------------. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания. 4. Кривая, изображенная с помощью линии-----------. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания. 5. Кривая, изображенная линией................... Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания. 10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая. 8 - 9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. 4 - 7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. 2 - 3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. 0 - 1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
|
|
|