Главная >> Психодиагностика. Немов

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература

Контрольные вопросы

1. Психологические особенности детей-дошкольников, ограничивающие возможности применения к ним некоторых психодиагностических методик.

2. Почему по отношению к детям-дошкольникам не всегда можно использовать тееты-опросники?

3. Чем отличается психодиагностика детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста?

4. Почему необходима и в чем состоит адаптация психодиагностических методов к детям дошкольного возраста?

5. Что означает стандартизация психодиагностических методик?

6. Методы психодиагностики восприятия детей-дошкольников.

7. Методы психодиагностики внимания детей-дошкольников.

8. Методы психодиагностики воображения детей-дошкольников.

9. Методы психодиагностики памяти детей-дошкольников.

10. Методы психодиагностики мышления детей-дошкольников.

11. Методы психодиагностики индивидуально-личностных особенностей дошкольников.

12. Методы психодиагностики коммуникативных качеств личности и межличностных отношений ребенка-дошкольника.

13. Подведение итогов и представление результатов комплексной психодиагностики детей дошкольного возраста.

14. Характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника на основе проведенной его комплексной психодиагностики.

15. Карта индивидуального психологического развития ребенка-дошкольника.

Практические занятия

1. Взять какой-либо психологический тест, предназначенный для психодиагностики взрослых людей, и оценить возможность его применения для обследования детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста. Ответить на вопрос о том, что нужно изменить в данном тесте для того, чтобы он стал пригоден для психодиагностики детей соответствующего возраста.

2. Провести психодиагностику восприятия ребенка дошкольного возраста, обработать результаты и сделать выводы об уровне развития восприятия у данного ребенка.

3. Провести психодиагностику внимания ребенка-дошкольника, обработать и интерпретировать результаты. Построить соответствующие графики.

4. Исследовать при помощи описанных методик воображение ребенка-дошкольника. Оценить его уровень развития.

5. Изучить память ребенка-дошкольника при помощи описанных в данной главе методик. Определить уровень развития памяти, сделать соответствующие выводы.

6. Произвести комплексную психодиагностику мышления ребенка. Определить у него уровень развития мышления.

7. Изучить особенности речи ребенка. Сделать о нем соответствующие выводы и рекомендации.

8. Исследовать индивидуально-личностные особенности ребенка, его самооценку, мотивацию достижения успехов. Сделать соответствующие выводы об уровне его личностного развития.

9. Исследовать группу детей при помощи методики «Выбор в действии». Определить социометрический статус каждого ребенка. Выявить лидера в детской группе.

Дополнительная литература

1. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск, 1990.

2. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с.

3. Детской апперцепции тест. Тематической апперцепции тест. М, 1993. - 73 с.

4. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгераи В.В. Холмовской. М., 1978. (Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников: 731. Диагностика степени овладения действием идентификации: 55-68. Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам: 69-84. Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера: 85-110. Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления: 111-131. Диагностика степени сформированности действий логического мышления: 132-152.)

5. Забрамная С Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. Киев, 1988.

6. Урунтаева ГЛ., Афонькина ЮЛ. Практикум по детской психологии. М., 1995. - 289 с. (Особенности исследования детской психологии: 5-38. Личность: 38-104. Деятельность и общение: 104-206. Познавательные процессы: 206-289.)

7. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике иссле дования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вари ант. Санкт-Петербург, 1993. — 57 с.

 

 

???????@Mail.ru