|
|
|
Методы психодиагностики подростков и юношей
Методы оценки мышления у подростков и старших школьников. ПсиходиагностикаМетодика 13. Тест АйзенкаДанный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития человека и три — для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех, которые важны для технической, дизайнерской, художественноизобразительной и других видов деятельности, где активно используется образно-логическое мышление (зрительно-пространственный субтест теста Айзенка). Каждый из субтестов теста Айзенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решение которых в каждом субтесте отводится по 30 мин. Таким образом, полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтестов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно дать полную оценку как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него названных выше специальных способностей. Для практического ознакомления с тестом Айзенка и его использования в школьной психолого-педагогической практике мы избрали только два из восьми имеющихся в.тесте субтестов: тот, с помощью которого оцениваются лингвистические, и тот, посредством которого можно оценить математические способности человека2. 2 Полностью с содержанием данного теста можно ознакомиться по книге Айзенк Ганс Ю. Проверьте свои способности. М., 1992. Имеются и другие идентичные репринтные издания данной книги. На выполнение серии заданий, включенных в эти субтесты, отводится 1 час (по 30 мин на каждый из субтестов). За это время необходимо постараться решить как можно больше задач. Оценка уровня развития соответствующих способностей производится по общему числу правильно решенных за это время задач путем сравнения числа решенных задач с нормативными показателями, проводимыми далее в виде графиков. Там же, в конце описания обоих субтестов, даны правильные ответы на все включенные в них задачи. З а м е ч а н и е. Если какая-либо из задач субтеста не решается быстро, то ее можно временно пропустить и приступить к решению следующей задачи, так как в конечном счете учитывается только общее число правильно решенных за отведенное время задач. Предлагаемые испытуемыми решения — это в первую очередь касается задач математического субтеста — могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но тем не менее быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логично обосновать их справедливость. Задачи словесного субтеста теста Айзенка на проверку уровня развития лингвистического мышления 1. Вставьте вместо точек слово, состоящее из трех букв, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок3: ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА 3 В этой и всех следующих задачах количество точек, имеющихся в скобках, в точности равно числу букв в искомом слове. 2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и одновременно началом второго слова: ГО (...) КОТ 3. Решите анаграммы4 и исключите одно лишнее по смыслу слово из четырех полученных: КОХЙЕК
4 Решить анаграмму — значит из набора предложенных букв составить осмысленное слово, включающее все эти буквы и только их. 4. Найдите общее окончание для всех перечисленных наборов букв так, чтобы в результате прибавления букв везде полу чились осмысленные слова:
5. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоя щие вне скобок: ЖИВОТНОЕ (...) МОНАХ 6. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: СНА(...)ОВОЙ 7. Решите анаграмму и исключите лишнее слово: ОЗУКРА
8. Найдите общее начало для всех трех следующих слов:
9. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, сто ящие вне скобок: РОДНИК (...) ОТМЫЧКА 10. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: ПЕ()ОЛ 11. Исключите лишнее слово5: АЧТПО
5 Это — задание на решение анаграммы. Далее в подобных задачах слова «решить анаграмму» повторяться не будут. 12. Найдите общее начало для трех следующих слов:
13. Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: ТА(...)АТ 14. Найдите слово, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок: БИТВА (...,.) РУГАНЬ 15. Исключите лишнее слово: АПНИСЕЛЬ
16. Найдите общее окончание для следующих слов:
17. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: БАЛ (...) ЕДА 18. Исключите лишнее слово: ЮКИЛТ
19. Найдите общее окончание всех перечисленных слов:
20. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: РЫБА (...) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ 21. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: ДИК(....) ЕЦ 22. Исключите лишнее слово: РАКОЧВА
23. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: НАСЫПЬ (..)ОБРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ 24. Найдите общее окончание для всех последующих слов:
25. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: СА(...)ОН 26. Исключите лишнее слово: ЗМАТЕ
27. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ (. .. ) ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ 28. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: У (....) Ь 29. Исключите лишнее слово: СЛОО
30. Найдите общее окончание для всех последующих слов:
31. Найдите общее окончание для всех последующих слов:
32. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: ЖИВОТНОЕ (...) НЕЖНОСТЬ 33. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: КОВЕР (...) ЛЕТА 34. Исключите лишнее слово: ЛЕОР
35. Найдите общее окончание для всех последующих слов:
36.Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: КАБ(...)ОШКО 37. Исключите лишнее слово: НЙЕНЙЭШТ
38. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ( ... ) МОЛОДАЯ ВЕТКА 39. Найдите общее окончание для всех последующих слов:
40. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: ПРЕДЛОГ (...) РЕМЕНЬ УЗДЫ 41. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: С(...)ОКНО 42. Исключите лишнее слово: ЛИОРЗТЕВЕ
43. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: КОСТОЧКА ПАЛЬЦА (....) ПАУКООБРАЗНОЕ 44. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: ГА (...) РЕЛЬ 45. Найдите общее окончание для всех последующих слов:
46. Исключите лишнее слово: ЗОАК
47. Найдите общее окончание для всех последующих слов:
48. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: Г(...)ОЖА 49. Найдите общее окончание для всех последующих слов:
50. Исключите лишнее слово: ТРБА
Методика 14. Числовой субтест теста Айзенка1. Продолжите числовой ряд6: 18 20 24 32 ? 6 Вместо вопроса во всех задачах необходимо найти конкретное число, которое соответствовало бы логике расположения других чисел в ряду или на картинке. 2. Вставьте недостающее число:
3. Продолжите числовой ряд: 212 179 146 113 ? 4. Вставьте недостающее число:
5. Продолжите числовой ряд; 68 10 11 14 14 ? 6. Вставьте пропущенное число:
7. Вставьте пропущенное число:
8. Продолжите ряд чисел: 7 13 24 45 ? 9. Вставьте пропущенное число:
10. Вставьте пропущенное число: 45 7 11 19 ? 11. Вставьте недостающее число:
12. Продолжите числовой ряд: 6 7 9 13 21 ? 13. Вставьте пропущенное число:
14. Продолжите числовой ряд: 68 48 40 36 34 15. Вставьте недостающее число:
16. Вставьте пропущенное число:
17. Продолжите числовой ряд: 15 13 12 11 9 9 ? 18. Вставьте пропущенное число:
19. Вставьте пропущенное число: 11 12 14 ? 26 42 20. Вставьте пропущенное число:
21. Вставьте пропущенное число:
22. Вставьте пропущенное число:
23. Вставьте пропущенное число:
24. Вставьте пропущенное число:
25. Вставьте пропущенное число:
26. Продолжите числовой ряд: 7 14 10 12 14 9 ? 27. Вставьте недостающее число:
28. Вставьте пропущенное число:
29. Продолжите числовой ряд: 172 84 40 18 ? 30. Продолжите числовой ряд: 1 5 13 29 ? 31. Вставьте недостающее число:
32. Вставьте недостающее число:
33. Продолжите числовой ряд: 03 8 15 ? 34. Вставьте пропущенное число: 13 2 ? 3 7 35. Вставьте пропущенное число:
36. Вставьте недостающее число:
37. Продолжите числовой ряд: 4 7 9 11 14 15 19 ? 38. Вставьте недостающее число:
39. Вставьте пропущенное число:
40. Вставьте недостающее число:
41. Вставьте пропущенное число:
42. Вставьте пропущенное число:
43. Вставьте недостающее число:
44. Вставьте пропущенное число:
45. Продолжите числовой ряд: 857 969 745 1193 ? 46. Вставьте недостающее число:
47. Вставьте пропущенное число:
48. Продолжите числовой ряд: 7 19 37 61 ? 49. Продолжите числовой ряд: 5 41 149 329 ? 50. Вставьте пропущенное число:
|
|
|