Главная >> Психодиагностика. Немов

Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей. Психодиагностика. Немов

Методика 26. «Лидер»

Эта и следующая методика предназначены для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.

В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

Текст опросника

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

    а) да, б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей за нимают более высокое положение по службе, чем вы?

    а) да, б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

    а) да, б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

    а) да, б) нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убе дить кого-то в чем-то?

    а) да, б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

    а) да, б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

    а) да, б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в со ветчике, который мог бы направить вашу профессиональную ак тивность?

    а) да, б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

    а) да, б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

    а) да, б) нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в ком пании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

    а) да, б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

    а) да, б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

    а) да, б) нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

    а) да, б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься орга низацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

    а) да, б) нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результа тов, то вы:

    а) будете рады, если ответственность за это дело возло жат на кого-нибудь другого;

    б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из этих двух мнений вам ближе:

    а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

    б) настоящий руководитель должен только уметь руко водить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

    а) с покорными людьми,

    б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

    а) да, б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

    а) да, б) нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему при влечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

    а) да, б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзь ями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

    а) дадите возможность принять решение наиболее ком петентному из вас;

    б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

    а) да, б) нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

    а) да, б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

    а) да, б) нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

    а) самый компетентный человек;

    б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

    а) да, б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?

    а) да, б) нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас пред почтительнее?

    а) тот, который все решает сам;

    б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мне ниям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мне нию, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

    а) коллегиальный, б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупот ребляют вами?

    а) да, б) нет.

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоми нает вас?

    а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

    б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, за думчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если счи таете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

    а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других лю дей делу, которым занимаетесь?

    а) да, б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложе на ответственность за какое-либо важное дело?

    а) да, б) нет.

36. Что бы вы предпочли?

    а) работать под руководством хорошего человека;

    б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы се мейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в се мье принимал один из супругов»?

    а) согласен, б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

    а) да, б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

    а) да, б) нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

    а) у меня опускаются руки;

    б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?

    а) да, б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна вы держать жизненные нагрузки?

    а) да, б) нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реор ганизацию вашего учреждения?

    а) введу нужные изменения немедленно;

    б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседни ка, если это необходимо?

    а) да, б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

    а) да, б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что- либо выдающееся?

    а) да, б) нет.

47. Кем вы предпочли бы стать?

    а) художником, поэтом, композитором, ученым;

    б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

    а) могучую и торжественную,

    б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важны ми и известными людьми?

    а) да, б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

    а) да, б) нет.

В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.

Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 66,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476,48а, 496, 506.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.

Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

Наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Для роли педагога лучше всего подходит человек, у которого лидерские склонности выражены средне или сильно, но без диктата.

<<< К началу                Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru