|
|
|
Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература к главеКонтрольные вопросы1. Специфика социально-психологических проблем, характерных для взрослых людей в отличие от детей. 2. Мотивационные и эмоциональные особенности взрослых людей. 3. Особенности психодиагностики познавательных процессов у взрослых людей. 4. Методы изучения внимания взрослых людей. 5. Оценка динамики процесса запоминания у взрослых людей. 6. Оценка педагогических способностей взрослых людей. 7. Что такое педагогическая психодиагностика? 8. Методы психодиагностики состояний личности взрослого человека и выводы о его готовности к педагогической деятельности. 9. Методы психодиагностики черт характера взрослых людей. 10. Определение способов решения взрослым человеком жизненных проблем с целью установления его готовности к педагогической работе. 11. Педагогически направленная оценка мотивов поведения взрослого человека. 12. Методы педагогического изучения межличностных установок и отношений взрослых людей. 13. Психодиагностика родительских установок. 14. Определение степени удовлетворенности браком. 15. Выяснение склонности и способности быть лидером. 16. Оценка эффективности стиля руководства людьми. Практические задания1. Произвести оценку собственных состояний личности: самочувствия, одиночества, смысла существования, свободы воли и выбора, конфликта в половой сфере, враждебности настроя, расхождения между реальным и идеальным Я, ощущения беспомощности и неприкаянности. Сделать из этого выводы о возможности занятий педагогической деятельностью. 2. Произвести психодиагностику следующих черт характера: оптимизма, объективности, силы воли и независимости. 3. Определить способы решения жизненных проблем, включая диагностику уровня субъективного контроля, способов выхода из затруднительных жизненных ситуаций, чувства юмора у двух-трех взрослых людей или студентов. 4. Оценить мотив аффилиации и мотивацию достижения успехов у двух-трех взрослых людей, включенных в педагогическую работу с детьми. 5. Провести психодиагностику родительских установок (отношений), степени удовлетворенности браком у двух-трех родителей благополучных и неблагополучных детей. Сделать педагогические выводы о правильности этих установок и о влиянии удовлетворенности браком на воспитание детей. 6. Выяснить склонность и способность быть эффективным лидером у двух-трех студентов педвуза.
Дополнительная литература1. АйзенкГ. Проверьте свои способности. М, 1972. 2. Березин Ф.Б., Мирошников МЛ., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М, 1976. - 176 с. 3. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. (О диагностике черт личности: 29-35. Личностные опросники: 93-128. Проективная техника: 128-153). 4. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 199 с. 5. Гилъяшева И.Н., Собчик Л.Н., Федорова Т.Л. Стандартизированный клинический личностный опросник (адаптированный вариант MMPI). Л., 1982. 6. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с. 7. КабановМ.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с. [Вопросники как метод исследования личности: 62-81. Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ): 102-115. Проективные методы: 116-144]. 8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. — 216 с. (Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141-167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173-186). 9. Личностный опросник НЭП: Руководство. Ярославль, 1993. 10. Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперименталь ную психологию личности. М., 1985. [Типология личности в шкалах MMPI: 87-95. Психодиагностический тест (описание): 203-318]. 11. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. М., 1984. - 191 с. 12. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Мушин. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6-38. Исследование психических процессов, внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы личности: 51-58. Исследование межличностных отношений: 58-64). 13. МургулецЛ.В. Методы социально-психологической диагностики личности: учебное пособие. Л., 1990. (Методики оценки деловых и личных качеств руководителя: 8-17. Методы диагностики личности в системе межличностных отношений: 17-33. Психологическая диагностика направленности личности: 34-66. Биографические методы изучения жизненного пути: 67-69). 14. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столица. М., 1987. - 304 с. 15. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое пособие... Балашов, 1992. 16. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М., 1984. — 151 с. 17. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989. (Тест-опросник родительского отношения: 80-86. Тест-опросник уровня субъективного контроля: 94-99). 18. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981. [Интеллектуальные тесты: 49-79. Диагностирование специальных способностей и профессиональных достижений: 79-95. Опросники в психологической диагностике личности: 95-107. Диагностика структуры личности (к работам Р. Кеттела): 107-119. Психологическое диагностирование межличностных отношений: 167-197]. 19. Психологические тесты (для деловых людей) /Сост. Н.А. Лит- винцева. М., 1994. — 317 с. 20. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.-176 с. [Тематический апперцептивный тест (ТАТ): 71-101. Методика чернильных пятен Г. Роршаха: 102-151]. 21. Тест умственных способностей. Ярославль, 1993.
|
|
|