|
|
|
Употребление знаков препинания
Авторская пунктуация491. Сопоставьте две близкие по времени и по тематике (объекту описания) записи в «Дневниках» М. Пришвина. Проанализируйте употребление многоточия. Докажите, что в этих двух записях выражены два совершенно различных мировосприятия и различное мироощущение писателя. 28 апреля. Вечер... Иду по валу к лесу... к тому самому месту... Становлюсь там... Солнце садится... Между холмами внизу тишина... Каждое дерево хранит тишину... берёзки растут группами... Всегда на закате тишина. Жнивьё красное... Всё ожидает: что это значит... Мир становится тайной... птицы молчат... Если мир есть тайна... Если принять эту тайну, то нужно о ней молчать... Солнце скрывается за холмом... Лес темнеет... Я поднимаюсь выше... Опять солнце садится... Я ещё выше поднимаюсь, оно садится... всё садится... ...Солнце село... Я пропускаю немного и возвращаюсь... И вот начинается таинственный вечер... 5 мая. Ясный, но ветреный день. Сколько в лесу у прудов соловьёв! Вчера вечером бродил... Лес наш полураскрытый. Каждый кустик убирается. Постепенно всё смыкается. На молодых берёзках листья уже большие и пахнут Троицей. Внизу иду между склонами. Солнце светит через деревья сверху. Тени ложатся... Первые тени от деревьев на лугу; как зелёная вуаль на красавице. Маленькие насекомые гудят в воздухе... Как хорошо в этих зелёных склонах. Так хочется признать единое великое значение всего. Что бы там ни было, но ведь это всё прекрасно. Всё это вне человека. 1. Выпишите из текста три односоставных предложения разного типа.
492. Прочитайте выразительно отрывки стихотворения К. Бальмонта «Лебедь». Докажите, что пунктуацию в этом стихотворении можно назвать «спокойной». Особое внимание обратите на слова печальная, печальнее, а также на аллитерацию (звук [ш], окружающий эти слова).
Найдите в стихотворении анафору, метафоры. 493. Прочитайте отрывок из пьесы «На дне». Найдите случаи употребления авторской пунктуации и объясните, с какой целью она используется в произведении. Наташа. Добрый ты, дедушка... Отчего ты — такой добрый? Лука. Добрый, говоришь? Ну... и ладно, коли так... да! Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть... жалеть людей надо! Христос всех жалел и нам так велел... Я те скажу — вовремя человека пожалеть... хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче... у инженера одного под Томском-городом... Ну, ладно! В лесу дача стояла, место — глухое... а зима была, и — один я, на даче-то... Славно-хорошо! Только раз — слышу — лезут! Наташа. Воры? Лука. Они. Лезут, значит, да!..Взял я ружьишко, вышел... Гляжу — двое... открывают окно — и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!., пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором... Я их упреждаю — отстаньте, мол! А то сейчас — стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они — на коленки пали: дескать, — пусти! Ну, а я уж того... осердился... за топор-то, знаешь! Говорю — я вас, лешие, прогонял, не шли... а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один — ложись, а другой — пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они... и говорят мне — дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идём, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая... вот те и с топором! Да... Хорошие мужики оба... Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они — надоело, говорят... просишь-просишь, а никто не даёт... обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, — Степаном звать, — возьмёт, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой — Яков был, всё хворал, кашлял всё... Втроём, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна — прощай, говорят, дедушка! И ушли... В Россию побрели... Наташа. Они — беглые? Каторжане? Лука. Действительно — так, — беглые... с поселенья ушли... Хорошие мужики!.. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня... али ещё что... А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь... что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит... а человек — научит... да! Человек — может добру научить... очень просто! Бубнов. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться? Клещ. Какая — правда? Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она — правда!.. Бубнов. Вот так... забрало!.. Лука. Господи Исусе... слышь-ка, милый! Ты... Клещ. Говорите тут — пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она — проклята! Лука. Ай-яй-ай! Как встревожился человек... (М. Горький) 1. Определите тип речи текста, укажите его характерные признаки.
|
|
|