Авторская пунктуация — это особенности пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора или использованные им в каком-либо произведении с целью создания экспрессивности текста, выражения эмоционально-экспрессивного настроя самого автора, создание особой ритмики произведения и т. д.
Иногда под термином «авторская пунктуация» понимают только нерегламентированное использование знаков препинания, т. е. такое их употребление, которое не подчиняется существующим правилам. Однако при лингвистическом анализе текста, составной частью которого обязательно должен быть анализ пунктуационный, необходимо учитывать все особенности употребления знаков препинания, регламентированные и нерегламентированные, так как только в этом случае возможно проникновение в семантическую структуру текста.
Среди знаков препинания, которые наиболее часто используются в экспрессивно-стилистической функции, — многоточие и тире (ср. в пьесе М. Горького «На дне»: Анна.Побои... обиды... ничего кроме — не видела я... ничего не видела! <... > Не помню — когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь... За что?), но в этой функции могут использоваться и другие знаки препинания (например, скобки для введения авторских ремарок в рассказе М. Булгакова «Псалом»). При всей многофункциональности знаков препинания в художественном тексте их постановка, как правило, имеет интонационную основу.
Анализ авторской пунктуации, помимо раскрытия смысла и звучания произведения, может отражать и тенденции развития русского языка.
488. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта в двух вариантах и сравните их звучание. Как вы думаете, в каком стихотворении представлена авторская пунктуация, а в каком пунктуация в соответствии с правилами?
Я люблю далёкий след — от
весла,
Мне отрадно подойти — вплоть
до зла,
И его не совершив —
посмотреть,
Как костёр вдали за мной —
будет тлеть.
Если я в мечте поджёг —
города,
Пламя зарева со мной —
навсегда.
О мой брат! Поэт и царь —
сжёгший Рим!
Мы сжигаем, как и ты, —
и горим!
Я люблю далёкий след от
весла,
Мне отрадно подойти вплоть
до зла,
И, его не совершив,
посмотреть,
Как костёр вдали за мной
будет тлеть.
Если я в мечте поджёг
города,
Пламя зарева со мной
навсегда.
О мой брат! Поэт и царь,
сжёгший Рим!
Мы сжигаем, как и ты,
и горим!
489. Прочитайте отрывок из книги «Зелёные приметы». Выпишите средства художественной выразительности, используемые автором. Прокомментируйте функционально-стилистические особенности употребления М. Цветаевой прописных и строчных букв, знаков препинания.
Карусель! — Волшебство! Карусель! — Блаженство! Первое небо из тех семи! Перегруженное звёздами, заряженное звонами, первое бедное простонародное детское небо земли!
Семь вершков от земли только — но уж нога не стоит! Уж возврата нет! Вот это чувство безвозвратности, обречённости на полёт, вступление в круг — Планетарность Карусели! Сферическая музыка её гудящего столба! Не земля вокруг своей оси, а небо — вокруг своей! Источник звука скрыт! Сев — ничего не видишь. В Карусель попадать как в смерч.
Геральдические львы и апокалипсические кони, не призраки ли вы зверей, коими Вакх наводнил свой корабль?
490. Прочитайте выразительно ещё одно стихотворение К. Бальмонта. Произведите его пунктуационный анализ. Выделите случаи употребления индивидуально-авторской пунктуации, определите её роль.
Прозвенит ли вдали колокольчик,
Колокольчик, во мгле убегающий, —
Догорает ли месяц за тучкой,
Там, за тучкой, бледнеющей, тающей, —
Наклонюсь ли я, полный печали,
О, печали глубоко-мучительной! —
Над водой, над рекой безглагольной,
Безглагольной, безгласной, томительной, —
Предо мною встаёшь ты, родная,
Ты, родная и в сердце хранимая, —
Вдруг я вижу, что ты не забыта,
Позабытая, горько-любимая.