Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Функциональные стили

Публицистический стиль

540. Определите, какие факты в статье сообщаются и какими лексическими и грамматическими средствами они переданы. Найдите в тексте черты научного стиля. Докажите, что перед вами текст публицистического стиля, определите его функцию и жанр.

МЕТЕОРЫ АТАКУЮТ ЗЕМЛЮ СРАЗУ ИЗ ТРЁХ СОЗВЕЗДИЙ

    Уникальный в своём роде метеорный дождь, чьи довольно крупные «капли» будут абсолютно невидимыми, начался вчера в южной части неба. Он называется дневными бета-тауридами.

    Как сообщили «МК» в Институте астрономии РАН, бета-тауриды, названные в честь звезды беты созвездия Тельца, от которой они движутся, останутся невидимками на весь «дождливый» период — с 24 июня по 6 июля. Причина в том, что их орбита будет постоянно перемещаться только в дневную часть неба. Увидеть «капли» никому не удастся, даже глядя в обычный телескоп. Поймать небесных пришельцев «на мушку» станет возможным только с помощью радара, то есть специального радиотелескопа.

    Кстати, метеоры-тауриды считаются одними из самых крупных. Именно к ним многие учёные относят Тунгусский метеорит. Звёздные камни станут сыпаться с периодичностью по 30 штук в час. Пик потока придётся на 29 июня. Учёные не исключают до конца возможности падения таких метеоров на Землю, хотя вероятность этого крайне мала.

    Интересно, что буквально сегодня к бета-тауридам примкнул ещё один поток — корвиды. Он движется к Земле от созвездия Ворона (оно располагается в южной части неба) и обещает быть менее продолжительным. Окончание «дождя» ожидается через 5 дней. А с 28 июня к двум предыдущим потокам примкнёт также не слишком продолжительный и сильный «дождик» из созвездия Волопаса под названием «июньские боатиды».

(Из газеты «Московский комсомолец»)

541. Прочитайте публицистический очерк, написанный А.Н. Толстым в 1942—1944 гг. Какие черты публицистического стиля используются в тексте (лексические и синтаксические)? Что сближает публицистический стиль с художественным стилем речи? Укажите средства выразительности текста, определите их роль в текстах публицистического стиля.

    Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области.

    На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. Но приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. Про военные подвиги он не любил разглагольствовать.

    Воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев успел вытащить лейтенанта, — он был без сознания, комбинезон на нём горел. Едва Чувилев оттащил лейтенанта, танк взорвался с такой силой, что башню отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт... «Я почему его тогда поволок? — рассказывал Чувилев, — слышу, у него сердце стучит...»

    Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну задругой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не на своё лицо. Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце.

    — Бывает хуже, — сказал он, — с этим жить можно.

    Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему. Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. Тогда он пошёл к генералу и сказал: «Прошу вашего разрешения вернуться в полк». — «Но вы же инвалид», — сказал генерал. «Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью».

    Он получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья и поехал домой к отцу с матерью. На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать вёрст. В село он пришёл, когда уже были сумерки.

    Отсюда шестая изба — родительская. Он вдруг остановился, покачал головой, отворил калитку, вошёл во дворик и на крыльце постучался. Мать откликнулась за дверью: «Кто там?» Он ответил: «Лейтенант, Герой Советского Союза Громов».

    У него так заколотилось сердце — привалился плечом к притолоке. Нет, мать не узнала его голоса. Он и сам, будто в первый раз, услышал свой голос, изменившийся после всех операций, — хриплый, глухой, неясный.

    — Батюшка, а чего тебе надо-то? — спросила она.

    — Марье Поликарповне привёз поклон от сына, старшего лейтенанта Дрёмова.

    Тогда она отворила дверь и кинулась к нему, схватила за руки:

    — Жив, Егор-то мой! Здоров? Батюшка, да ты зайди в избу.

    Егор Дрёмов сел на лавку у стола на то самое место, где сидел, когда ещё у него ноги не доставали до полу и мать, бывало, погладив его по кудрявой головке, говаривала: «Кушай, касатик». Он стал рассказывать про её сына, про самого себя, подробно и кратко о сражениях, где он участвовал со своим танком.

    — Ты скажи — страшно на войне-то? — перебивала она, глядя ему в лицо.

    — Да, конечно, страшно, мамаша, однако — привычка.

    Пришёл отец, Егор Егорович, тоже сдавший за эти годы, — бородёнку у него как мукой осыпало. Поглядывая на гостя, потопал на пороге разбитыми валенками, не спеша размотал шарф, снял полушубок, подошёл к столу, поздоровался за руку, — ах, знакомая была, широкая, справедливая родительская рука! Ничего не спрашивая, потому что и без того было понятно — зачем здесь гость в орденах, сел и тоже начал слушать, полуприкрыв глаза.

    Чем дольше лейтенант Дрёмов сидел неузнаваемый и рассказывал о себе и не о себе, тем невозможнее было ему открыться, — встать, сказать: да признайте же вы меня, урода, мать, отец!.. Ему было и хорошо за родительским столом и обидно.

    Сели ужинать, как в прежние годы. И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо её болезненно задрожало.

    Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом — тем родным уютом, что не забывается и в смертный час. Мартовский ветер посвистывал над крышей. За перегородкой похрапывал отец. Мать ворочалась, вздыхала, не спала. Лейтенант лежал ничком, лицо в ладони: «Неужто так и не признала, — думал, — неужто не признала? Мама, мама...»

    Наутро он проснулся от потрескивания дров, мать осторожно возилась у печи; на протянутой вереёвке висели его выстиранные портянки, у двери стояли вымытые сапоги.

    — Ты блинки пшённые ешь? — спросила она.

    Он не сразу ответил, слез с печи, надел гимнастёрку, затянул пояс и — босой — сел на лавку.

    — Скажите, у вас в селе проживает Катя Малышева, Андрея Степановича Малышева дочь?

    — Она в прошлом году курсы окончила, у нас учительницей. А тебе её повидать надо?

    — Сынок ваш просил непременно ей передать поклон.

    Мать послала за ней соседскую девочку. Лейтенант не успел и обуться, как прибежала Катя Малышева. Широкие серые глаза её блестели, брови изумлённо взлетали, на щеках — радостный румянец. Когда откинула с головы на широкие плечи вязаный платок, лейтенант даже застонал про себя: поцеловать бы эти тёплые светлые волосы!.. Только такой представлялась ему подруга, — свежа, нежна, весела, добра, красива так, что вот вошла, и вся изба стала золотая...

    — Вы привезли поклон от Егора? (Он стоял спиной к свету и только нагнул голову, потому что говорить не мог.) А уж я его жду и день и ночь, так ему и скажите...

    Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась. Тогда он твёрдо решил уйти, — сегодня же.

    Он вернулся в свой полк, стоявший в глубоком тылу на пополнении. Боевые товарищи встретили его такой искренней радостью, что у него отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать. Решил так, — пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати, — эту занозу он из сердца вырвет.

    Недели через две пришло от матери письмо: «Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от тебя, — человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить, да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это, — совсем, говорит, ты, старуха, свихнулась с ума: был бы он наш сын — разве бы он не открылся... Чего ему скрываться, если это был бы он, — таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Егорушка, напиши мне, Христа ради, надоумь ты меня, — что было? Или уж вправду — с ума я свихнулась...»

    Егор Дрёмов показал это письмо мне, Ивану Судареву, и, рассказывая свою историю, вытер глаза рукавом. Я ему: «Вот, говорю, характеры столкнулись! Дурень ты, дурень, пиши скорее матери, проси у неё прощенья, не своди её с ума... Очень ей нужен твой образ! Таким-то она тебя ещё больше станет любить».

    Он в тот же день написал письмо.

    Спустя некоторое время стоим мы с ним на полигоне, — прибегает солдат и — Егору Дрёмову: "Товарищ капитан, вас спрашивают...

    «Мы пошли в посёлок, подходим к избе, где мы с Дрёмовым жили. Вижу — он не в себе, — всё покашливает... Думаю: «Танкист, танкист, а — нервы». Входим в избу, он — впереди меня, и я слышу:

    «Мама, здравствуй, это я!..» И вижу — маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут, оказывается, и другая женщина. Даю честное слово, есть где-нибудь ещё красавицы, не одна же она такая, но лично я — не видал.

    Он оторвал от себя мать, подходит к этой девушке. «Катя! — говорит он. — Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого...»

    Красивая Катя ему отвечает, — а я хотя ушёл в сени, но слышу: «Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить... Не отсылайте меня...»

    Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота.

1. Составьте план текста, указав микротемы и опорные слова и словосочетания.
2. Какие типы речи встречаются в тексте? Укажите их, приводя примеры из текста.
3. Определите средства и способ связи в первых трёх абзацах текста.
4. Какую проблему поднимает А.Н. Толстой в этом очерке? Что он подразумевает под «русским характером»? Напишите отзыв, раскрывсмысл последних предложений текста: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».

542. Прочитайте стихотворение «Русская душа». Определите его тип речи. Докажите, что данный текст относится к языку художественной литературы. Укажите средства выразительности текста.

А что такое
               русская
                       душа?
Пугливая она? Или хоробрая?
Идёт бунтарь на плаху не спеша
И говорит:
               — Простите, люди добрые! —
Потом, со смертью встретившись в упор,
Он не творит молитву покаянную,
А за мечту ложится под топор
И принимает
               муку
                       окаянную.
А что такое русская душа?
Мятежная она? Или степенная?
Летит Гагарин, высоту круша,
И на его плечах
               лежит
                       Вселенная.
Он потому так звончато крылат,
Что суть его душевного размаха
Настроена в нём на высокий лад.
А высота
               ни в чём
                   не терпит
                       страха.
Весной, в разливах, Волга хороша.
И это тоже
                 русская душа.

(С. Островой)

Сравните содержание этого стихотворения и текста А.Н. Толстого из предыдущего упражнения. Какой общей темой объединены эти произведения? Порассуждайте, синонимичны ли понятия «русская душа» и «русский характер». Аргументируйте свой ответ.

543. Напишите рецензию на понравившийся вам фильм. Помните, что рецензия должна быть объективной, поэтому каждую свою оценку, мнение, замечание надо обосновывать.

544. Прочитайте очерк «Вестник Европы», посвящённый одноимённому журналу. Определите цель данного текста, сферу его употребления. Какие словесные штампы используются в этом очерке? Составьте композиционный план.

    Журнал «Вестник Европы» принадлежит к числу немногих долговременных русских изданий: он выходил почти тридцать лет, с 1802 по 1830 г., и направление его за этот срок, естественно, не раз изменялось. Задумал выпускать «Вестник Европы» московский книгопродавец И.В. Попов, пригласивший на пост редактора Н.М. Карамзина. В течение двух лет Карамзин руководил изданием журнала, получая три тысячи рублей в год; в истории русской журналистики это первый случай оплаты редакторского труда.

    «Вестник Европы» был двухнедельным общественно-политическим и литературным журналом, рассчитанным на более или менее широкие круги дворянских читателей в столицах и провинции.

    При Карамзине «Вестник Европы» состоял из отделов «Литература и смесь» и «Политика». Большой заслугой редактора было выделение «Политики» в самостоятельный отдел: Карамзин угадывал запросы читателя, желавшего видеть в журнале не только литературное периодическое издание, но и общественно-политический орган, способный объяснить факты и явления современности. В отделе помещались статьи и заметки политического характера, касавшиеся не только Европы, но и России, политические обозрения, переведённые Карамзиным или им самим написанные, речи государственных деятелей, манифесты, отчёты, указы, письма и т. д.

    Составление и редактирование политического отдела полностью лежало на Карамзине, и он делал всё для того, чтобы этот отдел стал ведущим в журнале. Благодаря его стараниям статьи и сообщения отличались как свежестью и полнотой материала, так и живостью изложения. И это сразу же оценили современники. Намеченный первоначально тираж в 600 экземпляров был увеличен вдвое — и то едва удовлетворил желавших подписаться. Такой необыкновенный для своего времени успех «Вестника Европы» В.Г. Белинский объяснял способностью Карамзина как редактора и журналиста «следить за современными политическими событиями и передавать их увлекательно».

(А. Радищев)

545. Прочитайте тексты. Что их объединяет, чем они различаются? Определите их стиль и жанры. Сравните лексический состав двух текстов.

    I. Доводим до Вашего сведения, что вчера приблизительно в 17.50 в городе Москва ураганом, продолжавшимся около часа со скоростью ветра 30—35 метров в секунду, причинён материальный ущерб жителям районов Лефортово, Сокольники, Басманный, части Таганского района, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место обрушения зданий на улицах Хапиловской (д. 17), Гавриковом переулке (д. 5) и Ольховской улице (д. 14/2), возникшие вследствие удара молнии. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причинённого стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

    II. Вчера, в исходе 5-го часа дня, пронёсся над Москвой страшный ураган с грозой и градом, местами сыпавшим величиной с куриное яйцо. Разразившееся бедствие так ужасно, что сразу подробно описать его невозможно. Особенно подверглись несчастью местности Лефортово, Сокольники, местами Басманная часть и Яузская. В Лефортове на улицах Хапиловской, Гавриковом переулке и Ольховской улице разрушены здания.

(Из журнала «Нива»)

546. Прочитайте отрывок из романа «Память». Какой тип текста представлен в отрывке? Обоснуйте свой ответ.

    Вы думали когда-нибудь о том, дорогой читатель, как цепко сидит в нас всё прошлое, сделавшее нас тем, что мы есть? Идёшь другой раз лесом или улицей, сидишь за письменным столом или на концерте, беседуешь с кем-нибудь или отдыхаешь в бездумном одиночестве, — и вот невесть откуда возникает перед тобой зыбкое видение — слово, жест, картина, люди, случаи, забытые, казалось, настолько, что будто их не было совсем. Иногда в самый неподходящий момент явится тихое тёплое облако воспоминаний, коснётся сердца и уплывёт назад, истает мимолётным счастьем. А то вдруг из смутного далека объявится в груди нечто вроде болевой точки, которая саднит и нудит, пока что-нибудь сегодняшнее незаметно не залечит её. Случается, не можешь заснуть и вначале даже не понимаешь, почему не спится, но вот ясно проступает в памяти давняя мальчишеская обида, и ты совсем не по-взрослому снова переживаешь её, непростимую, не в силах найти утешение.

    Или те минуты прошлого, когда мы руководствовались не разумом, но чувством, потому что оно оказывалось сильнее разума? Кто не заливался запоздалой краской стыда за необдуманный свой поступок, совершённый в молодости? А у кого из нас не было в жизни хоть одного, пусть даже самого маленького деяния, которым мы вправе тайно гордиться? И разве ты не встречал бескорыстно-щедрого душой человека, сделавшего тебя неоплатным своим должником? Кому не довелось испытать такую тяжкую невзгоду, что стала она мерилом всех последующих трудностей? У кого нет в закоулках прошлого таинственного, неопределённого, радостно-горестного воспоминания, и мы даже не можем объяснить словами, почему оно время от времени сладко и мучительно щемит душу?..

    Любой из нас, на свой срок становясь участником жизни, проходит в ней неповторимый путь, приобретает сугубо индивидуальный опыт, представляющий, однако, интерес и для других, потому что сила людей, их вера в будущее основываются на опыте каждого, включающем и знания — опыт ума, и чувства — опыт сердца, на том самом ценном, что, слагаясь, формирует народную память, передаётся из поколения в поколение и становится опытом историческим.

(В. Чивилихин)

1. Какова роль риторических вопросов в тексте? Какие ещё синтаксические средства выразительности встречаются в тексте?
2. С какой проблемой обращается автор текста к читателям? Какова его позиция? Выскажите своё мнение, оформив его в виде сочинения, по данной проблеме, подберите соответствующие аргументы.

Вопросы для повторения

1. Какова сфера употребления публицистического стиля?

2. Каковы основные функции и специфические черты публицистического стиля?

3. Можно ли говорить о том, что публицистический стиль занимает особое место в системе функциональных стилей? Свой ответ аргументируйте.

<<< К началу параграфа

 

 

???????@Mail.ru