|
|
|
Функциональные стили
§ 114. Публицистический стиль
533. Прочитайте тексты. Объясните их названия. Используя изложенные в текстах факты, подготовьтесь к диспуту на тему «Русский язык и мы». СОРНЫЙ ЯЗЫК Хочу в заключение сказать насчёт сорного языка, на который сейчас у нас жалуются. Что правда — то правда, особенно среди беженства, где каждый вносит в речь русскую из чужого языка, так что не всегда и разберёшь. Так вот и это не новость, и раньше на то же жаловались и даже примеры приводили. Так, например, в знаменитой книге Курганова (хотя автор на обложке и не значится) — «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», изданной «во граде Святаго Петра» в 1769 году, находим мы горестный упрёк засорителям русского языка, а именно пишет Курганов, Николай Гаврилыч: «Всего смешнее, — пишет он, — иной, как попутай, переняв несколько чужих слов, за честь почитает по-«бесовски» вводить вновь, мешая их с русскими так: «Я в дистракции и дезеспере; аманта моя зделала мне инфиделите, а я, а ку сюр против риваля своего буду ре- ванжироваться ». И очень сердится, что ввели такие противные слова, как «лорнет» и «имитация», да ещё и мамку произвели в «гувернанта». И подлинно, словно бы фразу, что я привёл, услыхал Николай Гаврилович не во граде святого Петра и не 160 лет тому назад, а в наши дни в Пасси либо на Мозаре — одним словом, в русских поселениях Парижа. И что греха таить — проникает этот сорный язык и в российскую литературу, и в тамошнюю, и в изгнании сущую. Бди же, о русский писатель! и помни прекрасный стих первой «Эпистолы» знаменитого пиита Сумарокова:
5 ноября 1929 г.
НЕ НАШ РУССКИЙ За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное словосвязку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменён уродливым «ложить». Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всём должны быть логика, здравый смысл, чувство меры. И если всё это — великий, могучий русский язык, то нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов? (Из газеты «Аргументы и факты») Напишите реферат на одну из тем (по выбору): 1. Насколько, с вашей точки зрения, в публичной речи допустимо использование элементов разговорного стиля?
534. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Замкнутый в себе, Китай-город представлял оригинальное целое, во всём отличавшееся от Кремля. Кремль — центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город — сосредоточие посадского люда, тяглого сословия; боярские дворы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности соответствовало этому социальному различию. Уже Покровский собор (собор Василия Блаженного) сразу отличался своей причудливой архитектурой от храмов Кремля. Построенный в память завоевания Казани и Астрахани, отдавших в руки московского посада торговые пути на Каспий и Сибирь, он составился из восьми первоначальных храмов, одного каменного и семи деревянных, стоявших ранее на его месте, — отсюда его причудливая многогранность, соответствующая его многочисленным алтарям. И как «обетный» храм, соединённый с ростом Московского посада, а не боярства, приходившего в это время в упадок, он был вынесен в пику боярам за пределы Кремля, в посад, на ров, отделявший Красную площадь от спуска к Москве-реке. Стоящее рядом Лобное место — трибуна, с которой объявляли царские указы московским людям. Ненужная в Кремле, где жили правители, она была необходима в посаде, где жили управляемые. За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца XVII века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу, под навесом, располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1595 года. Бревенчатые мостовые и бочки с водой по углам улиц на случай пожара довершали картину «деревянного» Китай-города. Улицы и переулки шли запутанным лабиринтом, пересекая сразу по нескольку проездов в одном пункте, в так называемых крестцах. Ночью улицы перегораживались рогатками и решётками, ворота запирались наглухо, и ходили всю ночь сторожа с колотушками. Такие же ночные заграждения применялись и в других частях Москвы; они просуществовали до конца XVIII века. По Красной площади и переулкам Китай-города, кроме постоянного торга в лавках, производился уличный торг в разное время самыми разнообразными товарами. Среди торговли Китай-города уже в XVI веке можно было встретить много иногородних и иностранных купцов. У Ильи-пророка на Ильинке издавна существовало Новгородское подворье, неподалёку от него было Покровское подворье. Рядом с татарскими, кавказскими, персидскими и бухарскими купцами в Китай-городе можно было встретить греков, немцев, шведов, англичан и итальянцев. Картина Китай-города сильно меняется в XVIII веке: жилых купеческих домов в Китай-городе становится с каждым годом меньше и меньше. Купцы переселяются жить в Замоскворечье. В Китай-городе сосредоточиваются почти исключительно торговые помещения, располагаются правильными рядами. В XVII веке здесь было 72 ряда, и они носили название по предметам торговли: рыбный, хрустальный, ветошный, золотой, иконный, свечной, восковой и так далее. Был даже вшивый ряд, где торговали подержанным платьем, очевидно загрязнённым до крайней степени. Разделение лавок в Китай-городе на ряды по специальностям сохранилось вплоть до 60-х годов XIX века. Названия некоторых из этих рядов сохранились в названиях переулков: Рыбный, Хрустальный, Ветошный. (Н. Никольский) 1. Определите основную мысль. Укажите его микротемы. Выпишите ключевые слова и словосочетания каждой микротемы.
535. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Сколько абзацев выделяет автор в этом тексте? Почему автор использует подобное членение? К какому стилю речи вы отнесёте текст? На какие его признаки будете ориентироваться? А к какому жанру? Охарактеризуйте стилевые черты этого текста, приводя примеры. Память одно из важнейших свойств бытия, любого бытия материального духовного человеческого... Памятью обладают отдельные растения камень на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период стекло вода и т. д. А что и говорить о «генетической памяти» памяти заложенной в веках, памяти переходящей от одного поколения живых существ к следующим. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт образуется традиция создаются бытовые навыки семейные навыки трудовые навыки общественные институты... Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Память преодоление времени преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следовательно и неспособный на добрые бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того что ничто не проходит бесследно. Человек совершающий недобрый поступок думает что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам очевидно не привык беречь память о прошлом испытывать чувство благодарности к предкам к их труду их заботам и поэтому думает что и о нём всё будет позабыто. Совесть это в основном память к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. (По Д. Лихачёву) 536. Напишите отзыв на текст Д. Лихачёва (см. упражнение 535) в виде рассуждения, состоящий из тезиса, доказательства и вывода. Помните, что в отзыв не входит анализ текста, а даётся его общая оценка. 537. Прочитайте текст. Определите его стиль речи и жанр. Выделите грамматические основы и сделайте вывод об использовании главных членов предложения в текстах газетно-публицистического стиля. Сегодня на Яузском бульваре города Москвы установлен памятник великому дагестанскому поэту и общественному деятелю Расулу Гамзатову. Выступая перед собравшимися, гости высоко оценили деятельность и творчество дагестанского поэта, отметили, что Расул Гамзатов был выдающимся человеком. Отметим, открытие памятника приурочено к 90-летию со дня рождения поэта, которое будет отмечаться в сентябре. Инициатором и спонсором возведения монумента стал Международный общественный фонд Расула Гамзатова. На памятнике выгравированы строки из знаменитого стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», ставшего бессмертной песней: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». Добрая улыбка, проницательный взгляд, юмор, разлетевшийся по миру афоризмами, — таким запомнили поэта современники. (Из газеты «Столичность») 538. Напишите репортаж о проведении вашим классом какого- нибудь культурного мероприятия (похода в музей, экскурсии, посещения театра). 539. Прочитайте отрывок из путевого очерка «По Уссурийскому краю», определите стиль текста. После обеда люди легли отдыхать, а я пошёл побродить по берегу речонки. Куда я ни обращал свой взор, я всюду видел только траву и болотце. Вдалеке на юго(западе) чуть(чуть) виднелись туманные горы. По безлесным равнинам кое(где), как оазисы, темнели пятна мелкой кустарниковой поросли. Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул большую болотную сову, ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда прячется в травяном покрове. Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и, отлетев немного, опять опустилась в болотце. Я прилёг отдохнуть возле кустов и вдруг услышал слабый шорох. Это были камышовки. Они порхали по тростникам, поминутно подёргивая хвостиками. Затем я увидел двух(трёх) крапивников. Миловидные рыжевато(пёстрые) птички эти беспрестанно прятались в зарослях, потом выскакивали вдруг где(нибудь) с другой стороны и скрывались снова под сухонькой травой. Через полтора часа я вернулся к своим. Утолив жажду безвкусной жижицей и перекусив печённой на костре картошкой, мы сели в лодчонки и поплыли дальше. Во вторую половину дня мы прошли расстояние километров в одиннадцать (тринадцать) и стали биваком на одном из многочисленных островов. Сегодня мы имели случай наблюдать на северо(востоке) теневой сегмент Земли. Вечерняя заря переливалась особенными красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно(зелёной), и по тому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из(за) горизонта два светло(жёлтых) луча. Через несколько минут, продолжение которых луч за лучом исчезли, зелёный свет зари сделался ярко(оранжевым), затем тёмно(красным). Самое последнее явление заключалось в том, что багрово(красный) горизонт стал тёмным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на северо(восточной) стороне начал показываться теневой сегмент Земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим — южного. Внешний край этой тени был пунцовый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Вскоре пурпуровая полоса слилась с густо (красной) зарницей на западе, и тогда наступила тёмная(претёмная) ночь. (По В. Арсеньеву) 1. Найдите в тексте эпитеты. Как их использование помогает созданию художественного образа? Есть ли в тексте сравнения? Назовите их. Чем они выражены? Какую функцию выполняют?
|
|
|