Словарь русскою языка постоянно пополняется новыми словами, которые образуются на базе существующих элементов и оформляются по законам русской грамматики. Например: луна — лунный, прилуниться, луноход; космос — космический, космонавт, космодром; компьютер — компьютерный, компьютеризация, компьютерщик и т. д.
Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих, называется словообразованием. Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными, или родственными.
От словообразования следует отличать формообразование — процесс образования грамматических форм слова.
В результате словообразования в языке появляются новые слова. Вновь образованное слово и слово, от которого оно образовано, отличаются лексическим (вещественным) значением. Ср., например: сад — садовод; сад — садовый.
Формы одного и того же слова имеют одинаковое лексическое значение. Ср.: книга (ед. ч.) — книги (мн. ч.); бежит (3-е л., ед. ч.) — бегут (3-е л., мн. ч.); сад (им. п., сд. ч.) — за садом (тв. п., ед. ч.).
Состав слова и способы словообразования отражаются в словообразовательных словарях русского языка. В 1961 г. впервые вышел в свет «Школьный словообразовательный словарь», составленный З.Л. Потихой. В словаре рассматривается около 25 тысяч слов с точки зрения состава слова, деления его на морфемы; приводятся важнейшие чередования звуков в современном русском языке. В приложении к словарю указаны основные суффиксы и приставки, участвующие в образовании разных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола). В 1987 г. З.А. Потихой выпущен «Школьный словарь строения слов русского языка».
В 1978 г. появилось первое издание «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова (около 26 тысяч слов). Слова в нём расположены по гнёздам, возглавляемым исходными словами разных частей речи. Родство слов, образующих гнездо, заключается в их смысловой общности, внешним показателем которой является корень.
|