Словообразовательный разбор. Русский язык 10-11 класс
Морфологические способы словообразования
В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Основным из них является морфологический способ (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову).
Различают несколько наиболее продуктивных морфологических способов словообразования.
Аффиксация — образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. Например: город > при-город.
При префиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса). Например: город > при-город; автор > со-автор; мощный > сверхмощный; бежать > от-бежать, за-бежать; спокойно > не-спокойно.
Этим способом образуются слова той же части речи и обладающие теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивным данный способ образования новых слов является у глаголов.
При суффиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса. Например: лимон > лимон-н-ый; чёрн-ый > черн-от-а.
При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: нос > пере-нос-иц-а; окно > под-окон-ник-
Сложение — образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозём.
В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов:
1) из начальных частей или слогов слова: спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);
2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);
3) из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский государственный университет), ВВЦ (Всероссийский выставочный центр).
Усечение основы — образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных. Например: магнитофон > маг, заведующий > зав.
Многие слова, образованные способом усечения производящей основы, имеют разговорную стилистическую окраску:
баки (разг.) < бакенбарды (нейтр.).
Обратное словообразование — образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: фляга < фляжка (ср.: в польском языке flaszka), дояр < доярка.
76. Укажите, какая основа является для слов производящей. В работе используйте «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова.
79. Постройте из слов словообразовательное гнездо. Укажите производящую основу и словообразовательные элементы. В работе используйте «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова или «Школьный словарь строения слов русского языка» З. А. Потихи.
Годик, ежегодник, ежегодный, годовой, годовалый, одногодок, двухгодичный, год.
80. К данным словам с непроизводной основой подберите родственные слова. Постройте словообразовательные гнёзда (2—3 на выбор). В работе используйте словообразовательные словари русского языка.