Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Словообразование

Словообразовательный разбор. Русский язык 10-11 класс

Морфологические способы словообразования

В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Основным из них является морфологический способ (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову).

Различают несколько наиболее продуктивных морфологических способов словообразования.

Аффиксация — образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. Например: город > при-город.

При префиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса). Например: город > при-город; автор > со-автор; мощный > сверхмощный; бежать > от-бежать, за-бежать; спокойно > не-спокойно.

Этим способом образуются слова той же части речи и обладающие теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивным данный способ образования новых слов является у глаголов.

При суффиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса. Например: лимон > лимон-н-ый; чёрн-ый > черн-от.

При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: нос > пере-нос-иц-а; окно > под-окон-ник-

Сложение — образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозём.

В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов:

    1) из начальных частей или слогов слова: спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);
    2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);
    3) из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский государственный университет), ВВЦ (Всероссийский выставочный центр).

Усечение основы — образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных. Например: магнитофон > маг, заведующий > зав.

Многие слова, образованные способом усечения производящей основы, имеют разговорную стилистическую окраску: баки (разг.) < бакенбарды (нейтр.).

Обратное словообразование — образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: фляга < фляжка (ср.: в польском языке flaszka), дояр < доярка.

76. Укажите, какая основа является для слов производящей. В работе используйте «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова.

    Песочница (песок, песочный); бескостный (кость, костный); конник (конь, конный); рыбак (рыба, рыбачить); разрумяниться (румяный, румяна, разрумянить); по-гусиному (гусь, гусиный); вощёный (воск, вощить); аристократично (аристократ, аристократичный).

77. Укажите, от каких основ образованы слова. В работе используйте «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова.

    Переговариваться, по-дружески, межинститутский, словообразовательный, хорошо, преклоняться, предыстория, вегетарианка, не- добросить, автоматический, абсолютизировать, абонементный, умереть, тридцатилетний, громкоговоритель, костяшка, перекоситься, по-молодому.

78. Постройте из слов словообразовательные цепочки (их может быть несколько).

Образец: бессвязный — вязать — связать — бессвязно — связь — связный. Словообразовательные цепочки: вязать > с-вязать > связь > связ-н-(ый); вязать > с-вязать > связь > бес-связ(ый) >бессвязн-о.

    1. Смех — смешно — смешной — смешинка — усмешка — усмехаться.
    2. Фабрикант — по-фабричному — фабрика — фабрикантский.
    3. Букварь — буквальность — буква — буквица — букварный — буквальный.

79. Постройте из слов словообразовательное гнездо. Укажите производящую основу и словообразовательные элементы. В работе используйте «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова или «Школьный словарь строения слов русского языка» З. А. Потихи.

    Годик, ежегодник, ежегодный, годовой, годовалый, одногодок, двухгодичный, год.

80. К данным словам с непроизводной основой подберите родственные слова. Постройте словообразовательные гнёзда (2—3 на выбор). В работе используйте словообразовательные словари русского языка.

    Четыре, полк, возить, ваш, рука, цирк, старый, ох, друг, стол.

81. Укажите способы образования слов.

    Пригородный, садоводство, упрощение, победитель, окончательный, наконечник, водянистый, водопровод, МХАТ, студсовет, приземлить, Курилы, педсовет, РФ, ВВЦ, выставка-продажа, главбух, завхоз, завуч, зарплата, самбо, ракета-носитель.

    Авиапочта, автобиография, аграрный, агробиология, геология, геофизика, телеграф, электрификация, унификация, газификация, безветренный, безветрие, ветреный (человек), ветряная (мельница), контрнаступление, междуречье, паспортистка.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru