Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Морфология и орфография

Чередующиеся гласные в корне слова

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -рост- (-ращ-) — -рос- пишется а перед cт, щ, в остальных случаях — о: расти, сращение, росла.

    Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.

2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: скакать — вскочить.

    Исключения: скачок, скачу.

106. Выпишите слова с пропущенными буквами. В словах выделите корни. Сформулируйте правила написания этих корней. Отметьте слова-исключения. Все ли выписанные слова с корнями -раст- — -рос- можно считать однокоренными?

    I. 1. У нас нет таких пышных р...стений, как вы и ваши товарищи, с такими огромными листьями и прекрасными цветами, но и у нас р...стут очень хорошие деревья. (Гарш.) 2. В отсветах занявшегося неподалёку стога, враз выр..сшего в огненную башню, выделились тёмные провалы его небритых похудевших щёк. (Бек) 3. Открылась дверь, вошёл мужчина неопределённого возр...ста. (Ч.) 4. Напрасно было бы гадать и спрашивать, где взяло р...стеньице такой нежный и белый материал. (Сол.) 5. Три стебля р...сли прямо вверх и поддерживали там каждый по листу. (Сол.) 6. По мере того как мы углублялись в горы, р..стительность становилась лучше. (Арс.) 7. Эта жалкая пор...сль состоит главным образом из липы, чёрной и белой берёзы, р...стущих полукустарниками ольхи, ивняка и, наконец, раскидистого кустарника, похожего на леспедецу. (Арс.) 8. Пшеничная россыпь звёзд гибла на сухом, чернозёмно-чёрном небе, не всходя и не радуя р...стками. (Шол.) 9. Лес ответствовал ему покорным шелестом желтеющих листьев, нар...стающим шумом падающих деревьев. (Алекс.) 10. Проток имел под водою свои собственные берега, обр...ставшие густыми водяными травами в летнее время, расстилавшимися по водяной поверхности. (Акс.)

    II. 1. Половина великодушного расположения разом с меня соск...чила. (Дост.) 2. Всадник на донце ск...кал шагах в пятидесяти. (А.Н. Т.) 3. Зотова живо взнуздала, вск...чила в седло; вглядываясь, потянула из-за спины ложе карабина. В лозняках заныряли две головы, и на берег выск...чили всадники — двое. (А.Н. Т.) 4. Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что всё кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выск...чила из сердца. (Булг.) 5. Иван Петрович бросился через огород и там, выск...чив на открытое место, убедился: горит. (Расп.) 6. Люди начали быстро валить лес, но приск...кал верховой объездчик. (Пауст.)

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождём); промокательная (бумага), промокашка.

2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.

    Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень.

107. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Корни выделите, объясните их написание.

    I. 1. Обломов взял перо, обм...кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 2. Чай впитывает запах, как пром...кашка чернила. (Пауст.) 3. Накл..няться он [Пацюк], верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обм...кнуть в сметану. (Г.) 4. На каждом из них был непром..каемый плащ. (Каз.) 5. Когда идёшь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоду. Сегодня вым...кнешь, завтра высохнешь, потом опять вым...кнешь и т. д. (Лрс.)

    II. 1. Молодая берёза в лесу поднялась и р...вна и бела. (Твард.) 2. Пор..внявшись с низенькой дверью, остановился в раздумье. (А.Н. Т.) 3. Кругом далёкая р...внина да толпы обг...релых пней. (А. Б.) 4. «Р..вняйсь!» — прозвучала команда. (Бонд.) 5. Если в самом раннем весеннем свете поглядеть на белую берёзу, то белая кора, береста, в ср..внении с белизной снега покажется чуть-чуть розовой. (Пришв.)

108. 1. Обобщите сведения о написании чередующихся гласных в корне слова. По каким признакам в учебнике были объединены правила написания корней? Составьте тезисный план, опираясь на материалы параграфа учебника. Подберите с помощью интернет-ресурсов иллюстративный материал (таблицы, схемы), наглядно демонстрирующий изучаемое правило.

2. Используя план, примеры из упражнений учебника, составленную J вами таблицу по упр. 105, подобранный иллюстративный материал, подготовьте развёрнутое сообщение о правописании корней с чередующимися гласными.

109. Прочитайте отрывок из цикла рассказов И. Тургенева «Записки охотника». Какие чувства вызывает у вас прочитанное? Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне и объясните их написание.

    Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо... На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной... Вот кладут ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром... Пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнём, в саду, мирно похрапывает сторож... Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега... Вот вы отъехали версты четыре... Край неба алеет; в берёзах просыпаются, неловко перелёты - вают галки; воробьи чирикают около тёмных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнём горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается...

    Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве... Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой... Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух...

    Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага... что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния... Э, да это гроза! Кругом ещё ярко светит солнце: охотиться ещё можно. Но туча растёт: передний её край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело...

1. Определите тип речи текста. Обоснуйте свою точку зрения. Обратите внимание на части речи, которые больше задействовал автор. В какой форме они употреблены и с какой целью?

2. Какие выразительные средства языка можно выделить в тексте? Какую роль они выполняют?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru