|
|
|
Морфология и орфография
§ 20. Чередующиеся гласные в корне слова
102. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор. 1. Давно все думы, все желанья Гирей с моими сочюютал. (П.) 2. Белый пар по лугам расст...лается. (Ник.) 3. Снег падает, мелькает, вьётся, л...жится белой пеленой. (Ес.) 4. Это был старый, дремучий бор, которого не к...садись ещё пила и топор. (Кор.) 5. Восходящее солнце к...снулось своим лучом далёкой вершины. (Мих.) 6. Нет, не тебя так пылко я люблю, не для меня красы твоей бл...станье. (П.) 7. Вот пистолеты уж бл...снули. (П.) 8. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой заст...лает всё доступное для глаза. (Ч.) 9. На сына я все надежды возл...гал. (Бун.) 10. На узкой береговой кромке рас пол... жился крупный посёлок Скалистый. (Mux.) 11. Я плакал на заре, когда померкли дали, когда ст...лила ночь росистую постель, и с шепотом волны рыданья зам...ради. (Ес.) 12. Границы, где равнины соприк..саются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Арс.) 13. Солнце вставало и л...жилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами. 14. Там гаснет огонь машины и заж...гается другой, огонь очага или камина. (Гонч.) 15. На солнце искрами бл...стая, спадает глыба снеговая. (П.) 16. Стараясь выб...рать тенистые места, я ехал по лесу. (Бальм.) 17. Выб...рает мужик дорожку приметнее. (Ес.) 18. А весна, как и прежде, уб...рала красой землю. (А.Н. Т.) 19. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья. (Т.) 103. Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило правописания корней с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин. Обн...мать, зан..мать, прим...нать, вз...мать, отн..мать, персн...мать, вн...мать, пож...нать, разм...нать, зач...нать. Написание гласных, зависящее от ударения
104. Распределите слова с пропущенными буквами на 2 группы в зависимости от выбора гласной в корне (а или о). Обоснуйте ваше решение. Правописание каких слов из написанных не зависит от ударения? I. 1. И стоит берёза в сонной тишине, и г...рят снежинки в золотом огне. А з...ря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. (Ес.) 2. Ты г...ри, моя з...рница. (Ес.) 3. Закат разг..рался пурпуром. (Кор.) 4. Вал за валом катился вдаль к оз...рённому ещё горизонту. (Кор.) 5. В росистой траве заг...рались от солнца красные огоньки земляники. (Аст.) 6. И правда, на голос зорьки-з...рянки ответило сразу несколько голосов — и пошло, пошло! (Аст.) 7. И слава з...ревая облекла вон те пруды. (А. Б.) 8. З...рница начинала ярко блестеть на востоке. (Л. Т.) 9. О, раскрой перед нами узоры мечты, заг..ревшейся в сердце твоём! (Бальм.) 10. Там распол..жились склады продовольствия, боеприпасов и г...рючего. (Бек) 11. Встали зори красные, оз...ряя снег. (А. Б.) 12. В углу, где заг...релось, дог...рало низовым жаром. (Расп.) 13. Просторный, в выг..ревшей траве, двор пустовал. (Шол.) II. 1. Глядит: над ним, грозя перстом, тихонько кто-то накл...нился. (П.) 2. Люблю тебя, Петра тв...ренье! (П.) 3. Дед накл...нил голову и с минуту сидел молча. (Кор.) 4. Белая кашка скл...нялась отяжелевшей головкой как будто в тихой истоме. (Кор.) 5. Пл...вущая лошадь услышала этот крик и начала менять направление. (Арс.) 6. Ещё дальше, у полюса, был пл...вучий лёд. (Мих.) 7. Усмиряет юная пл...вчиха нравную иртышскую волну. (Taт.) 8. Попадалась в основном домашняя утв...рь. (Обр.) 9. Уметь плавать в тихой воде, в речках да ещё в купальнях, и плавать по морским, расходившимся волнам — это неизмеримая, как я убедился после, разница. В последнем случае редкий матрос, привычный пл...вец, выпл...вает. (Гонч.) 10. Порою Софья, гибко накл..няясь, срывала полевой цветок и лёгким прикосновением тонких быстрых пальцев любовно гладила дрожащие лепестки. (М. Г.) 11. Море выбр...сило на берег много пл...вника, а солнце и ветер позаботились его просушить. (Арс.) 12. Слушая, генерал смотрел вниз, скл...нив морщинистую шею. (Бек) 13. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно кл...нился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. (Шол.) 14. Вчера без толку целый день просидел над попл...вками. (Нос.) 105. Составьте таблицу, обобщая правило написания чередующихся гласных в корне, зависящего от ударения. Заполните её примерами, своими и из упр. 104.
|
|
|