Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Морфология и орфография

Правописание гласных и согласных в приставках

128. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в словах ударение. Установите зависимость написания гласной от ударения.

    Р..ссказать — р...ссказни, р...зыграть — р...зыгрыш, р...звалить — р...звальни, р...ссыпать — р...ссыпь, р...списать — р...спись, р...спустить — р...спуск, р...зыскать — р...зыск.

129. Спишите, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по группам: а) с приставкой про-; б) с приставкой пра-. Что означает приставка пра-?

    Пр...внук, пр...славянский, пр...мочить, пр...катить, пр...ехать, пр...пр...дед, пр...писка, пр...ём, пр...родина, пр...звище, пр...кол, пр...родитель, пр...история, пр...образ, пр...рыв, пр...отцовский, пр...зелень, пр...лёт, пр...лог, пр...седь, пр...язык.

130. Прочитайте выразительно стихотворение М. Цветаевой. Спишите, вставляя пропущенные буквы в словах. Объясните написание согласных букв в приставках.

Ра...-стояние; вёрсты, мили...
Нас ра...-ставили, ра...-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Ра...-стояние; вёрсты, дали...
Нас ра...клеили, ра...паяли,
В две руки ра...вели, ра...пяв,
И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не ра...со́рили — ра...сори́ли,
Ра...слоили...
                  Стена да ров.
Ра...селили нас, как орлов-

Заговорщиков: вёрсты, дали...
Не ра...строили — ра...теряли.
По трущобам земных широт
Ра...совали нас, как сирот.

Который уж — ну который — март?!
Ра...били нас — как колоду карт!

1. Определите основную мысль стихотворения.

2. Какой фонетический приём использован в стихотворении для усиления выразительности текста?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru