Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Морфология и орфография

§ 26. Правописание гласных и согласных в приставках

1. Приставки, оканчивающиеся на согласные (кроме з и с): над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с-, и приставки, оканчивающиеся на гласные: за-, до-, на-, пере-, по-, пишутся в соответствии с морфологическим принципом написания слов, т. е. согласные и гласные приставок не изменяются на письме независимо от их произношения, например: надвязать, обвязать, отвязать, подвязать; записать, дописать, переписать и т. д.

2. Приставка с- пишется также в соответствии с морфологическим принципом: сделать, сбить, сломать (хотя во многих словах произносится [з]).

    Исторический комментарий. Приставки з- в русском языке нет. В словах здесь, здоровье, ни зги звук [з] восходит к [с] (ср. др.-рус. сьдесь, где сь — мест, сей, «этот»; съдоровый, где корень -доров- —«дерево», «дуб», т. е. крепкий, как дуб; стьга — «дорога», ср. стёжка, стезя). В слове здание звук [з] является исконным (ср. ст.-слав. зьдати — «строить», зьдъ — «глина»). Таким образом, в современном русском языке з в этих словах входит в состав корня.

3. Правописание приставок, оканчивающихся на з-: раз-, роз-, воз-, в3-, из-, без-, чрез-, через-, низ-, основано на фонетическом принципе: перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими (к, п, с, т, ф, ч, ш, щ) пишется с: бездарный — бестактный, возрастной — воспитанный, низвергать — ниспослать и т. д.

    Примечание. В словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется з, так как близ- и низ- являются не приставками, а корнями.

4. В приставке раз- (рас-) — роз- (рос-) без ударения пишется а, а под ударением — о: расписа́ть — ро́спись; разда́ть — ро́зданный.

5. Правописание гласных о, а в приставках про- и пра- зависит от значения, которое вносит приставка в слово. Приставка про- многозначна и встречается часто: провести, прокормить, произнести. Приставка пра- употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц и т. д., например: прабабушка, праславянский, праязык.

127. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, объясните их правописание.

    1. Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, р..зыграйтесь, девицы, р..згуляйтесь, милые! (П.) 2. Каждый из них знал, у кого что неладно и что надо и...править. (Арс.) 3. Видны были только следы ...горевшей избы. (Бун.) 4. Мы свернули на широкую, пустую и длинную улицу, казавшуюся бе...конечной. (Бун.) 5. Струя пены, о..брасываемая кормой корабля Грэя «Секрет», прошла через океан белой чертой. (Грин) 6. Он садился перед печкой, по...кладывая чурбашки, — а каждый чурбашок был дороже золота, — и, загадочно усмехаясь и протягивая узенькие ладошки над р..скалённым железом, пускался в ра...суждения. (Л.Н. Т.) 7. Если бы он не был геологом, то наверняка бы ...делался писателем. (Пауст.) 8. Обоз р..сположился в стороне от деревни на берегу реки. (Ч.)

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru