Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Имя прилагательное как часть речи

Морфологический разбор имени прилагательного

Порядок разбора

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им. п., ед. ч., м. р.).

3. Постоянные признаки:

    а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное);
    б) у качественных имён прилагательных: сравнительная или превосходная степень сравнения;
    в) у качественных имён прилагательных: полная или краткая форма.

4. Непостоянные признаки:

    а) род (вед. ч.);
    б) число;
    в) падеж.

5. Функция в предложении.

Образец разбора

Я сочиняю стихи про жёлтые листья. (А. Яшин)

1. Жёлтые — имя прилагательное, так как обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: какие?

2. Начальная форма — жёлтый.

3. Постоянные признаки:

    а) качественное;
    б) полная форма.

4. Непостоянные признаки:

    а) мн. ч.;
    б) вин. п.

5. В предложении является согласованным определением.

186. Прочитайте отрывок из повести «Степь». Обратите внимание на количество имён прилагательных в тексте. Почему, по вашему мнению, текст насыщен различными прилагательными?

Составьте таблицу «Разряды прилагательных», впишите в неё прилагательные из текста, указывая их непостоянные признаки.

Определите синтаксическую роль прилагательных в первом предложении.

    В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами. Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было и стоял он посреди степи, ничем не огороженный. Несколько в стороне от него темнел жалкий вишнёвый садик с плетнём, да под окнами, склонив свои тяжёлые головы, стояли спавшие подсолнечники. В садике трещала маленькая мельничка, поставленная для того, чтобы пугать стуком зайцев. Больше же около дома не было видно и слышно ничего, кроме степи. Едва бричка остановилась около крылечка с навесом, как в доме послышались радостные голоса — один мужской, другой женский, — завизжала дверь на блоке, и около брички в одно мгновение выросла высокая тощая фигура, размахивавшая руками и фалдами. Это был хозяин постоялого двора Мой- сей Мойсеич, немолодой человек с очень бледным лицом и с чёрной, как тушь, красивой бородой. Одет он был в поношенный чёрный сюртук, который болтался на его узких плечах, как на вешалке, и взмахивал фалдами, точно крыльями, всякий раз, как Мойсей Мойсеич от радости или в ужасе всплёскивал руками. Кроме сюртука, на хозяине были ещё широкие белые панталоны навыпуск и бархатная жилетка с рыжими цветами, похожими на гигантских клопов.

    Мойсей Мойсеич, узнав приехавших, сначала замер от наплыва чувств, потом всплеснул руками и простонал. Сюртук его взмахнул фалдами, спина согнулась в дугу, и бледное лицо покривилось такой улыбкой, как будто видеть бричку для него было не только приятно, но и мучительно сладко.

    — Ах, боже мой, боже мой! — заговорил он тонким певучим голосом, задыхаясь...

(А. Чехов)

1. Сколько микротем можно выделить в тексте? Приведите доказательства.
2. Определите тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
3. Укажите способ связи предложений. Какой схеме соответствует текст?

4. Назовите лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений. Выпишите их.
5. Докажите, что этот текст относится к языку художественной литературы. Приведите аргументы.
6. Какие выразительные средства языка использовал писатель в этом небольшом отрывке, чтобы показать смену действий, настроения? Приведите примеры.
7. Чем выражены сравнения в тексте? Охарактеризуйте их.
8. Какой частью речи выражены выделенные слова? Какова их роль в тексте.

187. Установите, к какому лексико-грамматическому разряду прилагательных относятся определения в словосочетаниях. Объясните разницу в их значении.

    Сердечная болезнь — сердечный друг; медвежья лапа — медвежья шуба — медвежья услуга; лисий воротник — лисья нора — лисий хвост — лисья улыбка; орлиное гнездо — орлиный взгляд; золотая свадьба — золотая цепочка — золотые руки — золотая осень; стальной трос — стальная хватка.

188. Спишите предложения. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд прилагательных (качественные, относительные, притяжательные).

    1. Нужно поспать хотя бы часа три, а то весь день будешь иметь бледный вид и макаронную походку. (В. Ил.) 2. Дождь шёл нудный, равномерный, без грома и молнии, но густой и непрозрачный. (С. Ант.) 3. Мы сбежали, наконец, в слышимый мир, на каменистое русло пенистой, шумной Арагвы, к малолюдным осетинским селениям, обведённым оградами из плоских камней. (И. Андр.) 4. Теперь его одноглазое кожаное лицо, всё в глубоких складках и зеленоватосерых, точно плесень, волосах, стало хитрым и ликующим. (М. Г.) 5. Впереди неё стояла женщина в оленьей дошке. (В. Лид.)

189. Образуйте степени сравнения (простые и сложные) имён прилагательных. Поставьте ударения.

Образец: хи́трый — хитре́е, более (менее) хитрый; хитрейший, самый хитрый, наиболее (наименее) хитрый, всех (всего) хитрее.

    Бойкий, колкий, звонкий, красивый, ловкий, гибкий, ломкий, хороший, ёмкий, сладкий, упругий, стойкий, хлёсткий, простой, гладкий, высокий, низкий, крутой, пылкий.

190. Выпишите словосочетания существительных с прилагательными. Охарактеризуйте грамматико-стилистические особенности форм степеней сравнения имён прилагательных. Укажите способы образования степеней сравнения.

    1. Но в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (Ахм.) 2. Мне дали имя при крещенье — Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. (Ахм.) 3. Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. (Пауст.) 4. Это был один из самых честнейших и любезнейших людей. (Акс.) 5. В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей. (Ес.) 6. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (П.)

Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru