Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Местоимение

Морфологический разбор местоимения (окончание)

232. Прочитайте отрывок из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Составьте таблицу «Разряды местоимений». Найдите в тексте и выпишите в таблицу местоимения, распределяя их по разрядам. Укажите число, род, падеж (если есть) местоимений.

    Он [Раскольников] был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытьё, и пошёл, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

    Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться...

1. Какие части текста можно выделить в отрывке? Сформулируйте основную мысль первой и второй частей.
2. В каком значении употреблено слово худо во втором абзаце? Какой частью речи оно является? Подберите к нему общеупотребительные синонимы.
3. Какой частью речи и членом предложения являются слова хорош, тонок, строен, слаб?
4. Выпишите существительные, образованные: а) от глаголов суффиксальным способом; б) от прилагательных суффиксальным способом; в) путём перехода слов из одной части речи в другую.
5. Определите стилистическую окраску выделенных слов.

233. Выберите из скобок подходящее местоимение. Возможны ли варианты? Почему? Сформулируйте, что влияет на выбор того или иного притяжательного местоимения.

    1. А в страны грёз (твоих, своих) мосты, надеюсь, сам достроишь ты. (Л. Март.) 2. У крыльца толпились... неуклюжие гайдуки, навьюченные шубами и муфтами (их, своих) господ. (П.) 3. Пробираясь берегом к (моей, своей) хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца. (Л.) 4. Хочешь видеть жребий (твой, свой) в зеркале, Светлана? Ты спросись с (своей, твоей) душой! (Жук.) 5. Там стадо (моего, своего) отца пасла я с детских лет. (Жук.) 6. И мы вспоминаем (нашу, свою) молодость. (Грин) 7. Не уезжай, лезгинец молодой; зачем спешить на родину (твою, свою)? (Л.) 8. Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я, странник, (свой, мой) поклон. (Л.) 9. Что это вы везете в (вашей, своей) лодке? (Грин) 10. Безродного пригрел и ввёл в (моё, своё) семейство. (Гр.) 11. Не встретишь завтра поцелуя несчастной матери (твоей, своей). (П.)

234. Объясните использование местоимений всякий, каждый, любой в предложениях. Возможна ли их синонимическая замена?

    1. Помни это каждый сын. Знай любой ребёнок: вырастет из сына евин, если сын — свинёнок. (Маяк.) 2. Каждый труд благослови, удача. (Ес.) 3. Шёл он, серый, бородатый, и, цепляясь за порог, заходил в любую хату. (Твард.) 4. Всякий человек, кто жил и видел свет и встречался с людьми, заметил что-нибудь такое, чего другой не заметил. (Г.) 5. Любая нация, любая страна гордилась бы таким гражданином. (Песк.) 6. Вот наш — это капитан! Бог! Он всё тут знает: каждую баночку, каждый риф нюхом чует. (Саж.) 7. Вам клянуся, за столом всякий год в часы беспечны поминать его вином. (П.) 8. Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмёшь ты коня. (П.) 9. Арестантов гораздо больше на пароходе, чем конвоя, но зато каждый шаг, каждое движение серой толпы введены твёрдою рукою в заранее намеченную железную колею. (Кор.) 10. Всякий радостно злую погубит. (Гум.) 11. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь. (Л.)

235. На месте пропусков вставьте местоимения всякий, каждый или любой. Возможны ли варианты? Аргументируйте свой выбор.

    1. ... гриб, даже съедобный, может стать ядовитым. (Ф. Фёд.) 2. ... был сильнее Тани и ... обижал её. (Андр.) 3. ..., кто молод, дайте нам руки, — в наши ряды, друзья! (Ош.) 4. ... отправился в комнату, ему назначенную. (П.) 5. Этак ... может петь. (Ч.) 6. И ..., кто испытал эту предрассветную холодноватую чистоту воздуха, видел блеск Венеры над далью лесов и почувствовал первую робкую теплоту солнца на своём лице, конечно, этого не забудет. (Пауст.) 7. Лес или парк — как угодно, — был прорезан тропинками.... из них довольно болтливо говорила о том, кому принадлежат ноги, проложившие её. (Грин) 8. ... раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было — подбегать к забору. (Пог.) 9.... внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, ... недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. (Д. П.) 10. Чада, как ... чада, действительно невинны, но они живые порождения жизни. (А. Григ.) 11. У ... в жизни много своих дел. (Добр.)

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru