Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Глагол

Морфологический разбор глагола (окончание)

243. Прочитайте текст. Определите его стиль. Приведите аргументы в подтверждение своего ответа. Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов. В каком времени употребляются глаголы в тексте? Как вы думаете, почему глаголы разного времени встречаются даже в одном предложении?

    Катюша не могла ходить далеко, и мы всё время паслись в ближних сосенках и ёлочках. Моя задача оставалась той же, что и при собирании цветов, — брать, что увидела Катюша.

    Мой первый увиденный гриб — это маленький крепенький маслёнок. Испод гриба затянут белой плёнкой. Когда её уберёшь, откроется чистая желтоватая, лимонного оттенка нижняя сторона шляпки и на ней две-три капли белого молочка. Именно такие боровые маслята родились в нашем лесочке. Мы брали самые ядрёные, величиной не более колечка, образуемого большим и указательным пальцами. Я сейчас их вижу в траве, растущих вереничками. Потянешься за одним — увидишь ещё пяток. Попадались совсем крохотные маслятки из тех, которые потом в маринованном виде никак не уколешь вилкой на тарелке, настолько малы и юрки.

    Разбор грибов ничуть не меньшее удовольствие, чем их собирание, разумеется, если разбираешь свою корзину. Устанешь после долгого блуждания по лесу. Может быть, даже вымокнешь под дождём. Хорошо переодеться в сухое, позавтракать, отдохнуть за хорошей книгой либо даже вздремнуть, если поднялся, пока не рассвело.

(В. Солоухин)

1. Выпишите слова с корнем -бер-/-бир-. Сформулируйте правило, которому подчиняется написание слов с этим корнем.
2. Какому правилу соответствует написание корня в слове вымокнешь?
3. Выпишите определения к слову маслёнок.

244. Выпишите глаголы в повелительном наклонении. Объясните образование формы. Какой оттенок значения передаётся глаголом (приказ, совет, категорический приказ, просьба и т. д.). Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

    1. Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне. (Ес.) 2. Плачь, сердце, плачь... Покоя нет. (А. Б.) 3. — А вы езжайте, я найду, как выбраться. (Фад.) 4. Спи, малютка, будь спокоен, баюшки- баю. (Л.) 5. Оставь меня, забудь меня! (Д. Вен.) 6. Дай руку мне. Что страсти? (О. Манд.) 7. Я тебе повелеваю: — будь! Я — не выйду из повиновенья. (Цв.)

245. Прочитайте текст. Подчеркните сказуемое в выделенном предложении.

    Рассказывать ли про берёзовый лес? Рассказывать ли про саму берёзу? Нет дерева, растущего на территории России, включая и рябину с черёмухой, которым так повезло бы и в фольклоре, и в настоящей литературе, и в живописи, и даже в музыке.

    Впрочем, я не прав. Сказать «повезло» можно про то, что не совсем заслуживает своей славы или успеха. Берёза достойна своей многоголосой и прочной славы, и заслужила она её в общем-то бескорыстно. Ладно, если бы древесина её была ценнее всех других древесин, вовсе нет. Ладно, если бы родились на берёзе особенные плоды. Вовсе не родится никаких плодов. Семена её, как известно, не употребляются в дело. Не добывают из берёзы ни каучука, ни живицы. Просто так. Хороша, и всё. Берёза — и этим всё сказано. Да уж и действительно хороша.

(В. Солоухин)

1. Определите тип речи текста, приведите доказательства. Назовите способ связи предложений в тексте. Какую роль играет этот способ связи?
2. Укажите основную мысль текста, выпишите ключевые слова.
3. Озаглавьте текст.
4. С помощью примеров и доказательств обоснуйте, почему данный текст не является художественным. Какой это стиль речи?
5. Назовите основные средства создания художественной выразительности.
6. Почему, по вашему мнению, так много внимания уделяется берёзе и в живописи, и в музыке, и в литературе? Почему её называют чудом, дивом, красавицей?

Напишите об отношении автора к берёзе и выскажите своё отношение.

246. Проанализируйте выделенные глагольные формы. Укажите, в каком грамматическом значении они употреблены.

Образец: Я поехала за вещами, а ты приберёшь комнату.

Поехала — глаг. изъяв, накл. прош. вр., употреблён в значении буд. вр.

Приберёшь — глаг. изъяв, накл. буд. вр., употреблён в значении повел. накл. буд. вр.

    1. Мы подъедем тихонечко, чемоданы спрячем, а сами залезем под кровать. Вот он приходит. Сел. Задумался. А мы молчим, молчим, да вдруг как завоем! (А. Г.) 2. Татьяна ах! а он реветь... (П.) 3. Вся столица содрогнулась, а девица — хи-хи-хи да ха-ха-ха\ (П.) 4. И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблочко летит... Пёс как прыгнет, завизжит... Но царевна в обе руки хвать — поймала. (П.)

247. Образуйте форму 2-го л. ед. и мн. ч. повел, накл. от данных ниже глаголов.

Образец: выбросить — выбрось, выбросьте.

    Вымазать, выплавить, вырезать, высунуть, выучить, ехать, выщипать, закупорить, клеить, нянчить, поить, уведомить, чистить.

248. Образуйте форму 3-го л. ед. ч. отданных глаголов. При наличии не одной, а двух форм объясните, чем они отличаются.

    Капать, двигать, брызгать, мурлыкать, полоскать.

249. Какие ошибки допущены в предложениях? Запишите предложения в исправленном виде.

    1. Положь книгу на парту 2. Ляжь на верхнюю полку. 3. Не вылазь из окошка. 4. Не ездий на подножке трамвая. 5. Бабушка испекет нам пирог. 6. Зажгёшь свет, и сразу станет светло. 7. Бежи скорее домой. 8. Я часто ездию в метро. 9. Провожающие махают вслед уходящему поезду. 10. Мы тут подумали и порешили.

250. Спишите предложения, выбрав из скобок нужное слово. Объясните свой выбор.

    1. С крыш (капает, каплет). 2. Над нами не (капает, каплет). 3. Мы (движем, двигаем) мебель в комнате. 4. Им (движет, двигает) рок. 5. Женщины (полощут, полоскают) бельё в реке. 6. Флаг (полощется, полоскается) на ветру. 7. Ребята (брызгаются, брызжутся) водой. 8. Солнце (брызгает, брызжет) лучами.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru