|
|
|
Лексика. Фразеология. Лексикография
§ 5. Паронимы и их употребление
При затруднении в правильном выборе или употреблении слова нужно обращаться к толковым словарям и словарям паронимов. 17. Объясните разницу между словами в парах (для справок используйте словарь паронимов). Войти — взойти, вдохнуть — вздохнуть, деловой — деловитый, усвоить — освоить, неизмеримый — несоизмеримый, эффектный — эффективный, искусный — искусственный, одеть — надеть, главный — заглавный, командированный — командировочный, сшить — пошить. 18. Из слов в скобках выберите нужные. Аргументируйте свой выбор. 1. На курсах Евстафьева сидела теперь со слабой, рассеянной мыслью, ничего не (осваивая, усваивая) из очередных лекций. (Плат.) 2. Попытки писать воспоминания вызывают неожиданно (глубинные, глубокие) пласты прошлого, память обостряется почти болезненно: голоса, звуки, запахи, люди... {Ахм.) 3. (Гнусавые, гнусные) тоскующие звуки, одиноко взметнувшиеся над (просторным, пространным) купеческим двором, заставили есаула (гневливо, гневно) поморщиться. (Шол.) 4. Человек, пишущий эти повести, стремится к правде, верит в силу разума, в (спасательную, спасительную) власть сердца и любит землю. (Пауст.) 5. Он вспомнил то выражение, которое принимало лицо Долохова, когда на него находили минуты (жестокости, жёсткости). (Л. Т.) 6. Он занимался лишь тем, что по нескольку раз за день начищал до (нестерпимого, нетерпимого) блеска свои сапоги. (Пауст.). 7. Иван Грозный (обосновал, основал) (единое, единственное) русское государство и (единую, единственную) государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха. (А.Н.Т.) 8. В такие минуты в душе княжны Марьи собиралось чувство, похожее на (гордость, гордыню) жертвы. (Л. Т.) 19. Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из прилагательных. Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок). Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, директор, погоны, уборка квартиры). Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм). Защитительный, защитный (речь, панцирь, приспособление, аргумент, насаждение). Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль). Ледовый, ледяной (покров, крыша, ветер, взгляд, голос). 20. Лингвистическое наблюдение. Паронимы могут выступать в художественном тексте как средство выразительности. А могут в нашей речи стать причиной недоразумений и ошибок. Понаблюдайте за своей устной речью и речью ваших одноклассников. Встречаются ли в ней ошибки на употребление паронимов. Пользуясь словарём паронимов, составьте для своих одноклассников тест на смыслоразличение паронимов. Насколько хорошо ваши одноклассники справились с предложенными заданиями?
|
|
|