|
|
|
Причастие
§ 51. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
268. Укажите, чем отличаются выделенные слова. Блестящая мысль — блестящая на солнце поверхность озера; писаная красавица — писанная маслом картина; тяжелораненый солдат — тяжело раненный в бою солдат; данный момент — данная на время книга; выдержанный человек — выдержанное в подвале вино; рассеянный человек — рассеянные по полю зерна. 269. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте предложения с выделенными словосочетаниями. Выделите суффиксы причастий. Укажите, какие это причастия — действительные или страдательные. 1. Сдержа...ое приветствие, избра...ые произведения, призна...ый учёный, обиже...ый вид, довере...ое лицо (< доверить), умере...ый аппетит, истощё...ая почва, возвыше...ый стиль. 2. Варё...ое яйцо, вяле...ая рыба, коше...ый луг, зва...ый обед, глаже... ый костюм, печё...ый хлеб, мочё...ые яблоки, мудрё...ый вопрос, кипячё...ая вода, студё...ая вода, клее...ый конверт, езже...ая дорога, плавле...ый сыр, слоё...ый пирог. 270. Прочитайте отрывок из рассказа «Степь». Выпишите из текста в таблицу причастия, выполните их морфемный разбор. Какие ещё глагольные формы встречаются в тексте? Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что- то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с весёлым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку. Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски... Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же — небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной. Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница... (А. Чехов)
1. Найдите в первых двух абзацах текста предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом, и выпишите его. Чем ещё осложнено это предложение? Графически объясните знаки препинания.
|
|
|